«Проникновение IT в нашу жизнь за последние годы драматически изменилось»
Управляющий партнер AT Consulting Сергей Шилов в интервью «Ъ FM»
Какие из секторов российской экономики были пионерами в потреблении IT-услуг? Как нынешнее состояние экономики сказывается на отрасли информационных технологий? В чем секрет успешной IT-компании, и какие вызовы в будущем ждут всю индустрию? Эти и другие вопросы обсудил Управляющий партнер AT Consulting Сергей Шилов с хайтек-обозревателем «Коммерсантъ FM» Александром Леви в рамках программы «Цели и средства».
— Сергей, я, если позволите, с места в карьер. Поздравляю вас с 15-летием.
— Большое спасибо.
— Не вас конкретно, а компанию.
— Да, я постарше.
— Хотя это было бы интересно. В 15 лет быть управляющим партнером AT Consulting — это сильно.
— Когда я открывал компанию, мне было 23, в общем, тоже немного.
— Давайте начнем с самых азов. Как чувствовал себя рынок IT в то время, когда вы начинали, создавали компанию, чего вы хотели?
— Я хотел самореализоваться, и мне хотелось делать очень интересные проекты, быть нужным, востребованным. Это, собственно говоря, мною движет до сих пор. По большому счету, ничего особенно не поменялось за последние 15 лет. Рынок информационных технологий был скромным по размеру, в зачаточном состоянии. Напомню, 15 лет назад мало у кого был в наличии даже мобильный телефон.
— Мы говорим сейчас о российском IT-рынке?
— Российском, конечно. Соответственно, проникновение в нашу жизнь информационных технологий за последние годы просто драматически изменилось. 15 лет назад все было скромно, мало кто понимал, зачем все это нужно, мало было людей, у которых дома были персональные компьютеры. AT Consulting работает только с очень крупными организациями в России, в СНГ, за границей, поэтому даже у крупных компаний потребности были еще довольно скромные. Можно сказать, что мы попали в тот замечательный момент, когда рынок начал расти, и, собственно, это было правильное время, правильное место. Чаще всего, конечно, кроме таланта, нужно сочетание этих двух факторов.
— А какой сектор первым проявил потребность в IT-технологиях? Вам приходилось ездить, объяснять, рассказывать или все-таки был какой-то сектор, который явно к тому моменту уже почувствовал необходимость?
— Телекоммуникации. Конечно, в первую очередь, телекоммуникации и близко к этому финансовый сектор, банки. У нас первым заказчиком была компания «Вымпелком», «Билайн», соответственно, мы не понаслышке знаем, что такое автоматизировать телекоммуникационную индустрию, и до сих пор AT Consulting активно работает с лидерами рынка: с «Ростелекомом», с «Билайном», с «Казахтелекомом», с «Теле2» и со многими другими, так что телекоммуникации, безусловно, очень зависят от информационных технологий.
В современной жизни уже сложно сказать, кто больше зависит. Все, кто занимаются обслуживанием массовых рынков, безусловно, зависят от IT. По большому счету, сейчас уже жить не могут без информационных технологий, это перестало быть поддерживающей функцией, это фактически стало основным инструментом для достижения целей, которые стоят перед бизнесом. Но 15 лет назад было совершенно не так, телекоммуникации сильно отличались от всех остальных по пониманию того, насколько IT нужны в ежедневной работе.
— В то время, когда вы начинали, 15 лет назад, наверняка зарубежные игроки, уже существовавшие на тот момент, приходили в Россию и пытались предложить свои услуги. Насколько сильной была конкуренция, насколько она ощущалась именно по отношению к западным игрокам?
— Мне кажется, что это была не конкуренция, скорее, мы дополняли друг друга, потому что западные компании исторически приходили с достаточно высоким ценником, то есть стоимость их услуг по определению была очень высока. И 15 лет назад, это был 2001 год, всего пара лет прошла после кризиса 1998 года, объективно ситуация у большинства компаний России, финансовая ситуация, была скромной, я бы так сказал. Все старались экономить, поэтому западные компании активно продвигали свои услуги, но они были довольно дорогими, и их покупали на определенную часть работ. Чаще всего их просили сделать методологию, управлять какими-то большими проектами, но непосредственно на работу по программированию, внедрению сложных программных продуктов старались нанимать уже каких-то своих людей, российских. Вообще импортозамещение в российском секторе информационных технологий в плане услуг произошло как раз в начале 2000-х.
— Вы прямо мой вопрос опередили, хотел уточнить, сколько было сотрудников из России в вашей компании, потому что компания, может быть, и российская, а вопрос локализации насколько масштабно был решен?
— В самом начале я действительно нанимал иностранцев, в основном это были бывшие граждане Советского Союза, ныне проживающие в Израиле, их было не очень много, но так как и компания была очень маленькая — буквально пара человек — можно сказать, что 50% были оттуда. В целом, они быстро уехали обратно, мало кто из них верил, что AT Consulting будет бурно развиваться, они рассматривали работу с нами просто как эксклюзивный проект. Они его выполнили и уехали. Но с тех пор компания сильно выросла.
— Любопытно. То есть начинало вообще не очень много человек, 10-15?
— Я был один, если говорить конкретно.
— В самом начале, а уже на момент принятия каких-то сотрудников их было не много? Какой сейчас у вас штат?
— 2,5 тыс. сотрудников.
— 2,5 тыс.? Ничего себе. С точки зрения того продукта, который вы давали в то время, это была абсолютно сопоставимая история с зарубежными аналогами, или это все-таки были какие-то ноу-хау, которые приходилось преподносить по-другому клиентам?
— В первые годы нашей компании основным продуктом был, собственно, я. И, наверное, тут отдельный вопрос, насколько я был лучше или хуже зарубежных аналогов. Я продавал свои услуги, профессионально занимался управлением, сложными проектами по внедрению информационных технологий.
— Попробуем перенестись во время нынешнее, когда у вас уже 2,5 тыс. сотрудников, огромный штат, огромное количество клиентов. Как с того времени, я имею в виду, за 15 лет, менялись потребности клиентов?
— Кардинально, я бы сказал, во-первых, профессиональный уровень очень сильно изменился со стороны клиентов всех. В России сейчас находятся крайне профессиональные менеджеры, сотрудники. У нас вообще очень высокий уровень подготовки кадров в информационных технологиях, и в этом смысле, конечно, это огромный капитал России. Соответственно, 15 лет назад, как я уже сказал, мало кто понимал, зачем все это нужно. Сейчас в большинстве случаев мы говорим абсолютно на одном языке, и компании в деталях понимают, как использовать информационные технологии, как зарабатывать на этом деньги. Я имею в виду не только коммерческие компании, государственный сектор, который не зарабатывает, может быть, деньги, а просто эффективно использует IT для того, чтобы повысить качество своих услуг, так что сейчас, можно сказать, мы, если сравнивать с историей развития человечества, в 2000 году мы были почти что в каменном веке, а сейчас уже продвинутый феодальный строй.
— Неплохо. Если на начальном этапе телеком испытывал потребность в IT каких-то структурах и решениях, то сегодня можно ли оценить, кто из клиентов или, может быть, какой-то сектор, имеет более масштабные потребности или наиболее активен?
— Вы знаете, телекоммуникации в данный конкретный момент так же активны, как и раньше, но в связи с тем, что рост на рынке телекоммуникаций закончился уже как несколько лет, они, разумеется, находятся сейчас в поисках новой бизнес-модели, соответственно, об этом много говорят, и сейчас у них в индустрии, всем известно, стагнация. Тем не менее, они являются ключевым заказчиком все равно информационных технологий. Банковский сектор многие годы был лидером по масштабным проектам. В России, правда, есть Сбербанк и все остальные. Сбербанк особенно там лидирует, в принципе, до сих пор локомотив.
Государственный сектор очень активно сейчас использует информационные технологии для программ трансформации. То есть еще особенность современного рынка IT заключается в том, что сейчас фактически любая крупная программа, которая изменяет лицо государственного органа или компании, связана с информационными технологиями. То есть фактически наша компания занимается не только информационными технологиями, а перестройкой бизнеса и перестройкой того, чем занимаются наши клиенты. Поэтому я бы сказал, что сейчас локомотивом, если Сбербанк отдельно поставить, является государственный сектор. Очень многие компании, региональные и федеральные органы исполнительной власти, они делают программы, которые изменяют их кардинально. Это мы видим в городах. Вот наша компания много делает проектов для регионов. Если посмотреть просто на ежедневную жизнь граждан, информационные технологии сейчас проникли очень глубоко.
— А какие-то понятные примеры, практические, что там? Появляется Wi-Fi, или появляются у людей какие-то приложения, которые позволяют по-другому взглянуть на городскую инфраструктуру?
— Появляется все вышеперечисленное, плюс, через компьютер можно фактически получить всю необходимую информацию. Мультифункциональные центры в большинстве городов России, я живу в Москве, но я бываю по долгу службы очень много где, я не вижу очередей, то есть если 10 лет назад было реальной проблемой поменять паспорт, получить какие-то права новые или что-то с этим связанное, сейчас ничего подобного, я проблем не видел нигде. Записываешься через интернет, никаких очередей, все за пять минут, необычайно быстро. Если бы кто-нибудь 10 лет назад мне сказал, что это будет возможно, я бы не поверил. Я уверен, что это связано со всеми, кто сталкивался с государственными услугами 10 лет назад, в 2006 году.
— Могу на своем примере сказать, что это действительно так. Я заказывал загранпаспорт — это было очень быстро. Я даже опешил, подумал, что сделали что-то не так, потому что, когда получил извещение, что он готов, я, конечно, удивился. Но это было даже не в этом году и не в прошлом, это было три или четыре уже года назад, но это здорово, да, и Сбербанк, кстати, нахваливают многие в том плане, что сервис меняется, и, видимо, здесь IT решающую роль играет. Принято говорить, что мы сейчас вроде как в кризисе находимся, а IT на себе ощущает это положение? Или, наоборот, в этот момент потребность в IT-инфраструктуре возрастает, и все стало хорошо?
— Вы знаете, если говорить про IT-консалтинг, то наш бизнес растет. То есть у нас действительно все успешно.
— Вам хорошо, когда другим плохо?
— Я бы не сказал. Смотрите, ситуация, как я ее вижу, в российской экономике следующая: разумеется, та экономика, которая была там до 2014 года, более или менее почила в бозе, я бы сказал так, но есть новая экономика, то есть те клиенты, с которыми мы работаем, зарабатывают деньги, обслуживают огромное количество населения. И производственные компании стали подниматься в последние годы, и сельскохозяйственный сектор, много что стало реально заказывать IT, таких компаний раньше среди заказчиков не было. Поэтому я вижу, что реальный сектор реально развивается, это новая экономика, и вот наша компания AT Consulting эту новую экономику обслуживает. Она в нее встроена. Поэтому мы, скорее, бенефициары тех изменений, которые происходят, хотя они, конечно, болезненные. Когда, знаете, что-то уходит, а что-то приходит, это всегда непросто. Но наша компания в этих условиях побеждает.
— Как вам кажется, какие существуют вызовы сейчас для ваших клиентов, вообще для IT-инфраструктуры, для IT-отрасли, для вашей компании, конечно, в частности?
— Большинство клиентов, с которыми мы работаем, разумеется, привыкают к новой реальности, ищут новые модели развития, эффективного использования тех средств, которые у них есть, и привыкают к тому, что нужно жить в новых ограничениях, которые есть, поэтому наша компания успешно с ними работает, именно помогая им эти модели реализовывать. Именно с этим связано то, что у нас такой успешный бизнес.
Я уже вижу, что большинство крупных организаций России привыкли и уже начинают понимать, как они будут жить в ближайшие 10 лет, ну а мы — компания, которая зависит от своих клиентов, мы, соответственно, понимаем, как мы будем вместе с ними жить.
И то, что я вижу, однозначно совершенно, роль информационных технологий будет еще повышаться, поэтому работы у нас будет очень много. Основной вызов, который сейчас я наблюдаю, это наличие ресурсов, то есть не хватает людей. Бизнес так быстро растет, и потребности в информационных технологиях так быстро растут, что сейчас ключевой фактор успеха — это найм талантливых людей, молодых, немолодых, всех, кто способен делать сложные проекты, решать сложные задачи.
— Можно ли говорить, что на протяжении всей вашей 15-летней истории, а это, я считаю, естественно, успешным бизнесом, найм новых талантов и поиск новых моделей — это единственные факторы, ключевые факторы успеха, или есть какие-то еще секреты у вас?
— Безусловно, найм людей — один из ключевых факторов. И вообще то, что мы создали эту команду в 2,5 тыс. сотрудников, в которую, на самом деле, регулярно вливаются еще новые сотрудники, и мы адаптируем их, делаем частью нашей большой семьи, это, конечно, то, чем мы гордимся. У нас есть огромное количество тренингов, которые мы предлагаем, вообще корпоративная культура является ключевым фактором нашего успеха.
Понятие «корпоративная культура» сложное, на самом деле, можно часами говорить о том, что это такое, но в моем понимании, корпоративная культура — это то, что людям понятно, зачем они ходят на работу, они испытывают позитивные эмоции от тех достижений, которые они на этой работе видят, от своих достижений, достижений компании, и они гордятся теми проектами, которые они делают. Год назад ключевые менеджеры компании сели и попытались сформулировать секреты успеха и сформулировали три слова, которые, как нам кажется, четко описывают, что с нами происходило, — это «доверие», «энергия» и «экспертиза». Доверие — это как бы такое сложное опять же понятие, но доверие — это то, что нам клиенты доверяют важнейшие части их жизни, вместе с нами реализовывая те проекты, от которых они зависят. Но доверие есть не только составляющая внешняя, но и внутренняя, то есть коллеги доверяют друг другу, опять же это часть того, что, я считаю, позволяет мне каждый день 15 лет подряд ходить с удовольствием на работу. Энергия — ключевой момент. Большинство клиентов в современной России ждут, что наша компания заряжает их энергией. Мы производим эту энергию, у нас довольно молодой коллектив, средний возраст чуть меньше 30 лет, и те люди, которые у нас работают, реально заряжают меня, например, и тех коллег, с которыми мы работаем с клиентами, своей энергетикой, своей жаждой жизни, жаждой побед. И, разумеется, экспертиза — мы наработали огромное количество опыта, и, честно говоря, когда я сейчас вспоминаю, какие проекты я делал 15 лет назад, мне, чаще всего, неудобно рассказывать своим сотрудникам, потому что они то же самое делают в разы быстрее и в разы качественнее.
— Но если посмотреть, уж я со своей колокольни, простите, на рынок электроники, то сегодня что актуально и особо интересно — это всевозможные дроны, это беспилотные аппараты, это решения «интернета вещей». Это, безусловно, как мне кажется, с вами связано, может быть, пока только косвенно, но в будущем напрямую будет обязательно, наверняка появятся какие-нибудь дроны на службе государства, почему нет, как вам кажется, какие профессии будут востребованы в будущем, в том числе востребованы будут у вас, кроме программистов, понятное дело? Это может быть выдуманная профессия, но которая, как вам кажется, появится.
— Я думаю, что однозначно совершенно будет спрос на креативных людей, просто должность «креативный человек», способный выдумывать новые творческие идеи, эта профессия всегда будет востребована в будущем. Я уверен, она и сейчас востребована, в нашей компании точно востребована, потому что скорость изменений так высока, что просто адаптация к этим изменениям — это отдельная профессия, по большому счету, сейчас. И мы гордимся тем, что мы умеем это делать.