Правила игры
в патриотическую рекламу изучает корреспондент отдела потребительского рынка Елизавета Макарова
На прошлой неделе Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело в отношении российского представительства Procter & Gamble. Внимание службы привлекла телереклама шампуня Head & Shoulders. Как следует из базы решений ведомства, в рекламном ролике российский флаг был "интегрирован" в слоган "Гуд-бай, перхоть!" на фоне карты России, а точнее — размещен над словом "перхоть" и между словами "гуд" и "бай".
Рекламная кампания шампуня стартовала еще в марте. В ее ходе также публиковались, например, посты, посвященные борьбе с перхотью в различных регионах России: "Поможем девочкам и мальчикам попрощаться с перхотью в Нальчике" и "Мурманские рыбаки расстались с перхотью таки". Уже в июне пользователи социальной сети "ВКонтакте" разместили призыв пожаловаться госорганам на оскорбительность и недостоверность роликов о Head & Shoulders, а также "глумление" американского производителя над российским флагом. В роликах "формировалось негативное отношение к перхоти, а одновременное использование в рекламе флага уничижало достоинство государственного символа РФ", указывали граждане в обращениях к ФАС.
Управление ФАС по Новгородской области сначала отказалось возбуждать дело против Procter & Gamble, сославшись на отсутствие конкретики: заявитель указал только ссылку на сайт компании, а для анализа рекламы служба должна была узнать вид СМИ, период трансляции и т. д. Но в итоге служба согласилась с мнением граждан, что в рекламе шампуня "негативно характеризуемый объект (перхоть)" и российский флаг находятся в одном ряду, а это "позволяет говорить о схожести предметов" и "формирует негативное отношение к флагу, что оскорбляет чувство национального достоинства граждан РФ".
Это не первый случай внимания госорганов к символам в рекламе за последнее время: так, весной прошлого года глава московского департамента торговли и услуг Алексей Немерюк предлагал запретить в продвижении товаров использование символики, связанной с Великой Отечественной войной.
В ФАС поступает большое количество комических жалоб, но не все из них служба удовлетворяет, отмечает управляющий партнер юридической компании "Лосев и партнеры" Вячеслав Лосев. Есть шанс обойти потенциальный штраф и на этот раз. Дело в том, что жалоба граждан касается некорректного использования государственного символа, а по закону "О государственном флаге РФ" флагом является прямоугольное полотнище из "трех равновеликих горизонтальных полос". При этом в рекламном ролике никакого полотнища нет, а разноцветные линии не являются параллельными. Ответчик вполне может настаивать, что это полотенце или какая-то иная ткань, но не государственный флаг, уверен юрист.