Хорошо избитое старое

В прокат выходит "Джейсон Борн"

Премьера кино

Фото: Universal Pictures International

Осенний кинопрокат открывает самый ожидаемый фильм сентября — остросюжетный триллер "Джейсон Борн". Пятый по счету фильм франшизы о спецагенте, потерявшем память, оказался квинтэссенцией всех "Борнов". На стареющего Мэтта Деймона в роли Борна с легкой жалостью смотрела ЕЛЕНА КРАВЦУН.

Джейсон Борн (45-летний Мэтт Деймон) вспомнил все свои совершенные по работе убийства и узнал, кто же он такой есть. Теперь этот заматеревший, с глубокими морщинами мордоворот промышляет участием в кулачных боях где-то на греко-албанской границе. Пока Борн укладывает очередного качка Василия единственным ударом и поигрывает мускулами, его бывшая коллега Ники Парсонс (Джулия Стайлз) взламывает базу данных ЦРУ и скачивает данные о незаконных проектах, проведенных разведкой. Среди файлов есть документы, касающиеся программы "Тредстоун" и содержащие новые факты о Джейсоне и его отце. Утечку замечают в ЦРУ, правая рука нового директора разведки Джефферс истерит, боясь получить "второго Сноудена". В управлении Борн как самый смертоносный агент уже стал мифом во плоти, сотрудники ЦРУ картинно реагируют на звучание его имени не иначе как "Борн? Господи боже!". Каждый оперативник от мала до велика мечтает его поймать и сорвать все лавры. Не становится исключением и специалист по киберзащите Хизер Ли (обладательница "Оскара" за "Девушку из Дании" Алисия Викандер), желающая, однако, не убить Борна, а вернуть в лоно разведки. Ей в этом будет мешать элегантный киллер Актив (Венсан Кассель), у которого с Борном личные счеты.

Самое манящее в современном шпионском триллере (за исключением сценарной интриги) — то, каким покажут в свете технологического бума и новостной повестки офис ЦРУ сегодня. Но, по мнению сценаристов, это все та же — без окон, без дверей — темная каморка в Лэнгли, где за компьютерами неотрывно сидят молодые сотрудники и быстро тарабанят пальцами по клавиатуре. Над ними стоит без кровинки в лице карьеристка, которая может с помощью "волшебного фильтра" (прямо как в Instagram) распознать на экране любую, даже смазанную физиономию в толпе, а над ней шефствует коррумпированный морщинистый начальник. Повествование опять скачет по городам — от границы Албании к Рейкьявику, от штаб-квартиры разведывательного бюро в Лэнгли в Афины, Рим и Лас-Вегас, где должны пройти общественные дебаты между главой ЦРУ Ричардом Дьюи (Томми Ли Джонс) и Аароном Калуром, новоявленным мессией из Кремниевой долины, создателем соцсети "Глубокий сон", якобы свободной от слежки.

Тема законности вездесущего государственного надзора уже поднималась в предыдущей серии борнианы, в новой картине ей явно пытались придать актуальность — правда, с помощью уже успевших забронзоветь прототипов. Аарон Калур списан с Цукерберга, есть в фильме и свой Джулиан Ассанж — странный хакер Дассаулт, пытающийся уломать Борна свергнуть власть структур в команде. Однако совсем недавняя реальная история бизнесмена в бегах Пола Чельи, будто бы располагающего доказательствами стартовых инвестиций в Facebook со стороны ЦРУ, которая сама тянет на полноценный шпионский блокбастер, неожиданно придала сюжету "Борна" новое звучание. Постоянная прослушка звонков героев в фильме заставляет вспомнить и о "Патриотическом акте" — дорогостоящей программе по сбору данных о телефонных звонках и интернет-соединениях в США. Правда, сам Борн, не успевший к началу серии определиться — то ли он патриот, то ли скептик, фирменно молчит почти весь фильм, не оставляя шанса понять его истинную позицию.

"Борн" вернулся на экраны после девяти долгих лет отсутствия. Изобретательное название нового фильма "Джейсон Борн" как бы намекает, что от сценаристов (впервые это не Тони Гилрой, а Пол Гринграсс с Кристофером Раусом при участии Мэтта Деймона) не стоит ждать отхода от традиционных схем и оригинальных поворотов в сюжете. Пятая серия франшизы и четвертый фильм с Мэттом Деймоном в главной роли — квинтэссенция всех "Борнов", их greatest hits, недаром же в самом начале во флешбэке проносятся кадры из предыдущих картин. Однако по уровню предсказуемости новый "Борн" пусть и не превосходит "Падение Лондона" (худший боевик этого года), но трепыхается где-то совсем рядом. Поэтому идеальный зритель для этой картины — люди без памяти, как рыбка Дори или сам Джейсон, и новички, если еще остались в мире те, кто ни разу не смотрел фильмы франшизы и которым реалистическая манера режиссера Гринграсса может прийтись вполне по вкусу. Рывки на крупные планы, стремительные погони, атмосфера шпионского триллера и захватывающие эффекты — все это в "Джейсоне Борне" присутствует сполна. Когда кто-то бьет Борна, камера дергается в направлении удара, как будто удар получает вместе с агентом сам зритель. Неудивительно, что "Джейсон Борн", демонстрируемый в Китае эксклюзивно в 3D, для вестибулярных аппаратов азиатских зрителей оказался слишком зубодробительным. Стереоформат вкупе с ручной камерой Гринграсса произвел на китайцев в прямом смысле тошнотворный эффект.

Вся лента