Байкалу подготовили самую глубокую программу
Экономику приозерных территорий подчинят экологии
Как стало известно "Ъ", сегодня на заседании президиума Совета при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам будет рассмотрен проект "Байкал: великое озеро великой страны". Цель наработок, представленных "Деловой Россией" совместно с аппаратом Белого дома и Аналитическим центром при правительстве,— объединить все действующие программы по Байкалу с целью "эколого ориентированного экономического развития территории". Эксперты отмечают, что перед запуском нового проекта хорошо бы оценить причины провала предыдущих инициатив по развитию региона — в том числе неудачного создания особых экономических зон туристско-рекреационного типа.
Байкальский проект рассчитан на 2017-2025 годы и, по данным "Ъ", был инициирован представительством "Деловой России" в Иркутской области и доработан аппаратом Белого дома и Аналитическим центром при правительстве. Его целью является "построение единой системы управления озером Байкал для эколого ориентированного экономического развития Байкальской природной территории" (Иркутская область, Республика Бурятия, Забайкальский край). Как пояснил "Ъ" источник, близкий к инициаторам проекта, основной проблемой существующих программ экологической модернизации и социально-экономического развития территорий вокруг Байкала является их несогласованность — из-за этого, они, как правило, не дают общего результата.
Конкретные мероприятия единого проекта: создание современной инфраструктуры сбора и переработки отходов в прибрежной зоне и акватории Байкала (в частности, строительство крупных центров переработки твердых бытовых и органических отходов), реконструкция очистных сооружений в крупнейших источниках загрязнений, создание системы сбора нефтяных разливов и сточных вод для озерных судов. По данным Аналитического центра, объем сточных вод, сбрасываемых в Байкал, остается на уровне порядка 4 млн кубометров (без учета сбросов домохозяйств), в то время как объем отходов на особо охраняемой Байкальской природной территории вырос с 2009 года в два раза и достиг в 2014 году 1,04 млн тонн.
Другое направление работы — предотвращение попадания соединений фосфора и азота в Байкал, в том числе путем запрета использования фосфатосодержащих моющих средств в населенных пунктах вокруг озера, а также предотвращение стоков отходов животноводства и повышенных концентраций соединений азота и фосфора с сельскохозяйственных полей. Основная проблема, вызываемая этими химическими соединениями,— зарастание озера зелеными водорослями (она стала весьма острой в последние два года). Предлагаемый проект предусматривает в том числе сбор и утилизацию водорослей. Из прочих программ — предотвращение эрозии почв, восстановление численности ценных промысловых рыб, создание системы контроля и мониторинга состояния экосистемы озера. Еще в планах — создание международного центра прикладных экологических исследований и разработок.
Кроме того, байкальская инициатива предполагает и ряд инфраструктурных проектов — реконструкцию крупных населенных пунктов в Иркутской области и в Бурятии, реконструкцию портов, мостов, прочих объектов коммунальной, транспортной и туристической инфраструктуры. Авторы проекта говорят о важности привлечения международных инвесторов, предупреждая о рисках доминирования инвестиций исключительно китайского происхождения. Наконец, проект предполагает развитие экотуризма и местных экопроизводств. По словам авторов идеи, пока программа не требует от федерального центра дополнительного финансирования, так как речь идет о переформатировании и оптимизации действующих механизмов господдержки. В дальнейшем, впрочем, предполагается привлечение средств региональных бюджетов, частных инвесторов и федеральных целевых программ.
В Минприроды "Ъ" сообщили о поддержке представляемого проекта. Ряд сторонних экспертов, опрошенных "Ъ", отметили отсутствие в программе механизмов ее реализации, а также обоснования конкретных показателей достижения поставленных целей. При этом эксперты отмечают, что перед запуском новых крупномасштабных проектов было бы важно оценить причины провала предыдущих инициатив развития региона, в том числе создания особых экономических зон туристско-рекреационного типа.