«"Настолки" часто перекрывают ожидания издательств»
Россияне все чаще собираются за игорным столом
Рынок настольных игр растет, несмотря на кризис. Экономия на других видах досуга стимулирует спрос на эту категорию товаров, считают эксперты. Компании открывают новые розничные магазины и расширяют ассортимент. При этом, как говорят участники рынка, продажи настольных игр в ближайшие годы будут увеличиваться — многие россияне только открывают для себя такое развлечение. Подробности — у Альбины Хазеевой.
Индустрия настольных игр в России еще очень молода. Этот рынок начал активно развиваться во второй половине нулевых. С 2008 по 2011 годы он показал почти десятикратный рост. Его объем в 2014 году практически достиг 6 млрд руб., подсчитали в агентстве Discovery Research Group. Продажи продолжают увеличиваться: так, в компании Hobby World в прошлом году зафиксировали рост в 40%. Достичь аналогичного показателя рассчитывают и по итогам 2016-го. В «штуках» это 1,5 млн экземпляров внутри страны и 250 тыс. — экспорт в Европу и США. Любой клиент сегодня может найти настольную игру по интересам, объясняет гендиректор Hobby World Михаил Акулов.
«Пародии на компьютерные игры, экономические игры, большое количество семейных игр на всевозможные темы — от полета в космос заканчивая сельским хозяйством. Мы сейчас выпускаем игры от 3 до 99 лет», — рассказал «Коммерсантъ FM» Акулов.
Сегодня на российском рынке появляется несколько сотен новых настольных игр в год. Чем более широкая аудитория у продукта, тем лучше он продается. Лидерами становятся, как правило, товары для семейного досуга и вечеринок. С каждым годом увеличивается доля отечественных разработок. Авторов пока немного, и качество зачастую не дотягивает до мирового уровня. Но есть уже и истории успеха: игра под названием «Находка для шпиона» стала мировым хитом, она переведена на 26 языков. Среди ярких новинок — игра для вечеринок «Визуал», участники которой объясняют друг другу слова, и пингвиновое ралли «Айс-класс» на ловкость рук. В случаях с очень ожидаемыми премьерами компании заранее собирают предзаказы. Ажиотаж часто создается искусственно, отметил гендиректор компании «Стиль жизни», развивающей сеть магазинов «Игровед», Александр Пешков.
«Это же тиражная продукция, значит, выгоднее печатать больше. Бывают случаи, когда игра перекрывает ожидания издательств: за месяц кончился тираж, а у нас срок производства, скажем, несколько месяцев суммарно, и мы out-of-stock (нет в наличии. — «Ъ FM»). Получается, что какое-то время люди хотят ее купить, а ее нет. Они оставляют предзаказы, и возникает дефицит на рынке, такое случается» — отметил Пешков.
Деньги на перевод и адаптацию игр в последние годы часто собирают на краудфандинговых площадках. Схема отлично работает — необходимые суммы «набегают» очень быстро. На локализацию игры Mice and Mystics, к примеру, требовалось 100 тыс. руб., а в итоге перечислили целых 800 тыс. руб. Готовый продукт оправдал ожидания, заявила журналист Алла Пугачева.
«Я не планировала тратить на это свои деньги, но потом посмотрела несколько видеороликов про игру и перечислила немного денег. Когда игру издали, она обошлась мне в 4 тыс. руб. Игру мне пришлось ждать несколько месяцев, потом еще час ждать в огромной очереди, чтобы ее получить. Она вообще-то издавалась для детей, но оказалась такой сложной, что несколько ночей пришлось потратить на изучение правил», — поделилась Пугачева.
Постоянными клиентами магазинов, продающих настольные игры, все чаще становятся покупатели 25-35 лет. По их словам, такой отдых быстро затягивает. Для продвижения новых продуктов компании сотрудничают с антикафе, организуют игротеки и устраивают выставки. Крупнейший в России фестиваль настольных игр «Игрокон» в прошлом году посетили 17 тыс. человек. В этом году гостей будет еще больше, уверены организаторы.
Цены на настольные игры варьируются от 300 руб. до 8,5 тыс. руб. Средний чек — около 1 тыс. руб.