Азиатские надежды на российскую электроэнергию

Перспектива

Страны Азии очень заинтересованы в получении российской электроэнергии. Одним из инициаторов развития азиатского энергокольца называют Японию. На встрече с президентом РФ Владимиром Путиным в рамках Петербургского международного экономического форума японские бизнесмены вновь подняли вопрос о строительстве энергомоста из России в Японию. Ранее инициатива исходила в основном от китайцев, уже не первый год присматривающихся к российскому рынку электроэнергии. В том, сможет ли японская сторона перейти от переговоров к реализации проектов, разбиралась ОКСАНА ЗОТИКОВА.

Фото: Евгений Переверзев, Коммерсантъ

Непростая азиатская история

Идея проекта родилась 17 лет назад. Тогда предлагалось создать азиатское "суперэнергокольцо", которое закольцевало бы электроэнергию Кореи, Монголии, КНР, РФ и Японии. Подобный проект уже был когда-то осуществлен — только не в Азии: на постсоветском пространстве действовало энергокольцо между странами Балтии, Калининградом и Белоруссией. Однако из-за перехода прибалтийских стран под влияние Евросоюза, где существует собственный замкнутый энергетический контур, оно фактически прекратило работу. Помня об удачном советском опыте, в 2003 году тогда еще РАО ЕЭС подписало соглашение с японской Sumitomo о реализации проекта энергомоста Россия--Япония.

Казалось бы, первый шаг сделан и ничто не мешало реализации масштабного проекта: Sumitomo подготовила предварительное ТЭО, которое одобрили все страны-участницы. Но правительство Японии приостановило работу в этом направлении. Основная причина — нерешенность вопроса о "северных территориях". Проект был заморожен, и вспомнили о нем только после ужасной аварии на атомной станции "Фукусима", происшедшей в марте 2011 года. Тогда власти Японии (а затем и многих стран ЕС) приняли решение отказаться от атомной энергетики и разработали программу поэтапного вывода из эксплуатации до 2030 года всех АЭС страны. Из энергобаланса Японии к 2030 году должно быть выведено практически 52 ГВт электрической мощности. Аналитики отмечают, что энергосистема Японии имеет свою специфику: она состоит из двух частей. Регионы северо-востока страны (16 префектур), импортировавшие оборудование из Германии, работают с частотой 50 Гц, а энергопредприятия 29 юго-западных префектур, где установлено оборудование из США,— с частотой 60 Гц. Зоны влияния энергокомпаний четко разграничены по территориальному признаку. Обе части энергосистемы связаны посредством четырех частотнопреобразовательных станций, используемых для обеспечения большей надежности энергоснабжения, например при проведении масштабных ремонтных работ, когда осуществляются перетоки.

Японское правительство приняло решение о замещении атомной энергетики тепловой: на ТЭС будет производиться основная часть электрической мощности. Однако тепловой энергетике требуется большой объем углеводородов, которых нет в стране. Тогда и возник вопрос, кто и откуда будет завозить углеводороды.

Проекты генерации

Проекты поставки электроэнергии в Японию есть у трех российских компаний — "Интер РАО", "РАО ЭС Востока" (входящей в "РусГидро") и "Россетей". При этом импорт электроэнергии в Японию сейчас запрещен и вопрос о его разрешении необходимо урегулировать на межправительственном уровне.

Все проекты предусматривают соединение ЕЭС России и энергосистем АТР, в том числе с заходом в Южную Корею и Китай. Китайским направлением занимается "РусГидро", изучая возможность строительства противопаводковых ГЭС на притоках Амура, которые помогут избежать разрушительных наводнений.

"РАО ЭС Востока" рассматривает возможность строительства энергомоста в Японию мощностью до 2-4 ГВт. Суть предложения — экспорт энергии с действующих электростанций с постепенным наращиванием мощностей. На экспорт предлагалось передавать ночью около 500 МВт со строящейся Сахалинской ГРЭС-2. При необходимости мощность энергомоста можно нарастить на 1 ГВт, говорили ранее в "РАО ЭС Востока". Глава компании Сергей Толстогузов признавал, что основным предметом переговоров с японцами было продолжение ЛЭП до острова Хонсю, а не ближайшего к Сахалину Хоккайдо, где существенного энергодефицита не наблюдается. Экс-губернатор Сахалина Александр Хорошавин оценивал стоимость проекта в $5,6 млрд.

"РусГидро" пока не приняло окончательного решения в отношении строительства энергомоста в Японию. В "РусГидро" "Ъ" подчеркнули, что от проекта никто не отказывался, работа над ним ведется. "Проект строительства энергомоста Россия--Япония, предполагающий развитие существующих объектов генерации и электросетевой инфраструктуры на острове Сахалин, строительство новой генерации, а также прокладку подводного кабеля с целью передачи электроэнергии в Японию, находится на предпроектной стадии. Мы продолжаем проработку проекта, рассматриваем различные варианты его потенциальной реализации",— рассказали в пресс-службе компании накануне ВЭФа.

Для того чтобы перейти от обсуждений к реализации проекта, необходимо решить важные вопросы. И тут очень многое зависит от японской стороны.

"Мы ожидаем от японских партнеров более четкого понимания перспектив проекта и его технических параметров. Японская сторона должна предложить возможные варианты и маршруты прокладки подводного кабеля на территорию Японии, варианты строительства объектов электросетевого комплекса, а также, что важно, анализ перспективы сбыта электроэнергии на территории Японии. Одним из условий реализации проекта также является внесение в нормативно-правовую базу Японии изменений, предусматривающих возможность импорта электроэнергии в Японию",— пояснили в "РусГидро".

В "РусГидро" подчеркнули, что пока нет окончательного понимания относительно потенциального спроса и механизмов возврата инвестиций, а также подтвержденных источников финансирования. Последние встречи с японскими партнерами на Петербургском форуме и в Москве показали, что стороны пока не готовы принимать конкретные решения. Без понимания технических параметров невозможно оценить стоимость проекта и сроки его реализации.

Существовал и другой вариант развития азиатского энергокольца. Его разработкой с 2013 года занималась компания "Интер РАО". В отличие от "РусГидро", "Интер РАО" предлагало новое строительство: 3 ГВт ТЭС с инвестициями в $7 млрд и объемом экспорта до 20 млрд кВт ч в год. Проект предполагал строительство в два этапа. В рамках первого этапа (2016-2020 годы) планировалось строить угольную ТЭС на 1 ГВт в Углегорске, ЛЭП до пролива Лаперуза, подводный кабельный переход к Хоккайдо и расширение сетей в Японии. Второй этап (2021-2025 годы) предполагал строительство до 1,05 ГВт угольной мощности на Сахалине и двух газовых блоков по 400 МВт. В компании ход переговоров комментировать отказались. Как говорят источники "Ъ" на энергорынке, проект оказался заморожен из-за отсутствия интереса со стороны японских партнеров. Основной причиной потери интереса эксперты называют ослабление рубля, которое привело к существенному удорожанию импортных материалов.

Задумки сетевиков

Российский сетевой комплекс уже не первый год прорабатывает с китайскими и японскими компаниями создание азиатского энергокольца. Гендиректор ПАО "Россети" Олег БУДАРГИН уже провел переговоры с главой японской телеком-компании Softbank Масаеси СОНОМ и старшим управляющим директором JBIC (Банк международного развития Японии) Тадаси МАЕДОЙ. Рассматривается два возможных маршрута поставок: Сахалин--Япония и Владивосток--Япония.

"Японская сторона раньше была немного пассивна, но сейчас в обсуждении создания энергокольца именно Япония является если не лидером, то очень активным игроком. До этого лидером данного процесса были китайцы. Важность и актуальность создания полноценного энергокольца в том, что оно обеспечивает в случае аварийных и каких-то других чрезвычайных ситуаций возможность поставки необходимых объемов электроэнергии в любую необходимую точку создаваемого энергокольца. При этом проект энергокольца предполагает развитие технологий в рамках международной кооперации и международной интеграции, то есть переход на единые стандарт и нормативы общего электросетевого комплекса",— рассказал "Ъ" первый заместитель генерального директора "Россетей" Роман Бердников.

В марте в Пекине "Россети" подписали четырехсторонний меморандум с компаниями Китая, Республики Корея и Японии о проведении совместной работы по созданию Глобальной объединенной энергосистемы, охватывающей Северо-Восточную Азию. Подписи под документом поставили представители ПАО "Россети", китайской China State Grid Corporation, корейской Korea Electric Power Corporation и японской Softbank Group. Стороны договорились создать совместную рабочую группу по изучению и анализу потенциала развития Объединенной энергосистемы Северо-Восточной Азии, а также разработать предварительный план развития энергосистем стран Тихоокеанского региона.

"Необходимость объединения энергосистем связана с теми кардинальными преобразованиями, которые происходят в течение последних лет и которые заставляют пересмотреть развитие энергетической инфраструктуры, технологий, вопросов экологической безопасности",— прокомментировал господин Бердников.

Он также подчеркнул, что при создании такого кольца проигравших не будет, все страны останутся в плюсе. "Межстрановая энергетическая интеграция выгодна всем. Она позволяет обеспечить достижение технологических, социально-экономических и экологических эффектов",— пояснил он.

По словам Романа Бердникова, дальнейшие шаги компании "Россети" — это расчет технико-экономического обоснования проекта. "Мы посчитаем всю экономику проекта, технологию и, конечно, просчитаем все маршруты энергокольца: где лучше сделать генерацию, где точки приема энергии и где точки ее выдачи. И как в общей картине все эти точки энергокольца должны замыкаться. И, конечно, будут представлены технологии, которые должны использоваться: постоянный, переменный ток. То есть очень конкретно просчитать все, что будет влиять на экономику проекта азиатского энергокольца",— рассказал первый заместитель гендиректора "Россетей".

Таким образом, в условиях, когда выработка энергии японскими АЭС минимизирована, японцы могли бы получать электроэнергию из России. Для Китая же создание системы азиатских энергоколец открывает новые возможности: они получат право как экспортировать, так и импортировать энергию. "Объединение больших территорий в единую синхронизированную зону дает немало плюсов. Прежде всего это возможность обмена электроэнергией между зонами в те периоды, когда она наиболее нужна в том или ином регионе. То есть если в одном регионе ночь, более дешевая электроэнергия может подаваться в тот регион, где она наиболее востребована",— рассказал господин Бердников. Напомнил он и о том, что помимо Китая и Японии в проекте заинтересована и Южная Корея.

Вся лента