Операторы прозванивают банки

На нижегородском рынке мобильной связи активизированы финансовые услуги

Операторы мобильной связи активизировали работу по внедрению финансовых услуг в Нижегородской области. «МегаФон» в сентябре запускает дебетовую карту, привязанную к номеру мобильного телефона, а МТС к концу года начнет выдавать абонентам микрозаймы. У «Вымпелкома» и Tele2 тоже есть финансовые услуги для абонентов. Отраслевые аналитики считают, что, развивая альтернативные сервисы, операторы пытаются оптимизировать свои затраты, удержать абонентскую базу и увеличить объемы продаж. В то же время эксперты полагают, что составить конкуренцию традиционным банкам сотовые компании пока не смогут.

Мобильные операторы предлагают абонентам альтернативные банковским финансовые инструменты

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Вчера директор по развитию массового рынка центрального филиала «МегаФона» Андрей Веселов сообщил журналистам, что нижегородские абоненты оператора в конце сентября могут получить банковскую дебетовую карту, привязанную к счету мобильного телефона и бесплатную в обслуживании для абонентов. На карту можно будет зачислять средства, оплачивать покупки и мобильную связь, а также переводить деньги со счета на счет абонентов «МегаФона» или других банков. Предусмотрены 8% годовых на остаток по счету и кэшбэк от операций у партнеров до 10%. При снятии наличных или при переводе средств на счета в других банках будет взиматься комиссия. «Это стартовое предложение, которое будет развиваться. Надеемся, что наши клиенты найдут для себя применение этой карте. А дальше этот продукт можно модернизировать, дорабатывать», — пояснила директор по связям с общественностью центрального филиала «МегаФона» Юлия Данилова.

На этой неделе о предоставлении банковских услуг клиентам заявил и МТС, анонсировав запуск мобильного сервиса «МТС Деньги». До конца года оператор планирует начать выдавать своим абонентам в Нижегородской области микрокредиты до 15 тыс. руб. «Сейчас завершается выбор подрядчика — микрофинансовой организации, от лица которой МТС будет оказывать услугу. Средства будут зачисляться на виртуальную банковскую карту в смартфоне и использоваться для бесконтактных платежей (NFC) в магазинах, ресторанах, билетных кассах», — отметила менеджер по связям с общественностью МТС Екатерина Сафронова. В целом приложение должно стать единой точкой доступа к финансовым услугам оператора и сделать смартфон универсальным платежным инструментом. Среди услуг, которые оператор уже предоставляет в партнерстве с родственным «МТС Банком», — банковские карты, моментальные платежи, погашение кредитов в пользу всех российских банков без комиссии и денежные переводы.

У других участников рынка тоже есть финансовые услуги для абонентов. У «Вымпелкома» (бренд «Билайн») банковская карта появилась еще в 2014 году. Она позволяет оплачивать покупки, накапливать бонусы и тратить их на оплату услуг оператора, получать дополнительные скидки на товары партнеров, пополнять и переводить средства, пользоваться кредитными предложениями и страховыми продуктами (например, абонентов страхуют от укусов клещей). Карта оформляется бесплатно, плата за обслуживание также не взимается, как и комиссия за снятие наличных при условии, что абонент снимает не менее 5 тыс. руб. за операцию. Кэшбэк — от 1% до 5%, процент на остаток — от 4,6% до 9%.

У Tele2 есть универсальный платежный инструмент на базе мобильного. «С помощью „Tele2-кошелек“ абоненты могут оплачивать товары и услуги, переводить средства со счета телефона по России, СНГ и на банковскую карту. Автоматически пополняется счет мобильного устройства с карты любого банка. Недавно появились возможность оплачивать игры и приложения в Google Play со счета телефона и совместный кошелек с Visa Qiwi Wallet», — сообщили „Ъ“ в пресс-службе оператора. По данным компании, все больше абонентов предпочитают использовать мобильный телефон в качестве платежного инструмента: «Так, за семь месяцев 2016 года количество пользователей мобильной коммерции Tele2 в Нижегородской области выросло в три раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Чаще всего абоненты используют свой мобильный телефон для пополнения счета телефона, погашения кредитов, оплаты товаров в интернет-магазинах, покупки приложений в Google Play и расчетов в онлайн-играх».

В то же время аналитики считают, что мобильные банковские карты и платежные приложения пока не могут стать полноценными финансовыми инструментами, аналогичными традиционным банковским. «Я не верю в то, что это может получить какое-то широкое распространение, если исходить из объемов средств, которые будут размещаться на этих счетах. Большие суммы характерны для зарплатных банковских карт», — говорит замгендиректора «Интерфакс ЦЭА» Алексей Буздалин. Аналитик «Финама» Тимур Нигматуллин отмечает, что у мобильных операторов «все еще недостаточно высокая компетенция, чтобы конкурировать с продуктами классических банков»: «Высок риск обналичивания сим-карт с предоплаченными тарифами. Кроме того, под вопросом безопасность средств в поездках: если человек наговорит на несколько тысяч рублей в роуминге, деньги спишутся со счета. Также пока операторы предлагают не самые лучшие условия, в том числе по комиссиям на денежные переводы и снятие наличных, и это ограничивает потенциал роста клиентов. Если эти проблемы удастся решить, это позволит увеличить количество пользователей. Хотя это тестовые продукты, и сложно сказать, как сегмент будет развиваться в будущем».

Что касается мотивации операторов, то, по словам господина Нигматуллина, их активность на финансовом рынке связана с желанием оптимизировать расходы и удержать абонентов. «В России один из самых высоких показателей оттока абонентской базы среди развивающихся стран. В год она обновляется на 40–60%, и операторам очень дорого восполнять этот отток, продавая контракты и тратясь на рекламу. ­Гораздо эффективнее предоставлять финансовые услуги, чтобы у потребителя была карта, привязанная к мобильному номеру, чтобы ему было неудобно менять оператора. Кроме того, наличие карты позволяет сэкономить на комиссии дилерам, которые получают миллиарды за продажу сим-кар (чем меньше отток, тем меньше придется им платить), а также на комиссиях за платежи, которые операторы платят финансовым сервисам. Поскольку выручка у операторов почти не растет из-за высокой конкуренции, внедрение финансовых инструментов является для них позитивным фактором», — говорит аналитик «Финама». Алексей Буздалин добавляет, что наличие карты, привязанной к номеру, обеспечивает стабильность платежей за услуги связи, а микрокредитование стимулирует продажи мобильных устройств. «Это вполне нормальное решение, но появилось оно не от хорошей жизни: продажи у операторов падают, поэтому они начинают придумывать различные варианты».

Александра Викулова

Вся лента