Непредсказуемость коррупции не к лицу
Инвесторам страшны не взятки, а их разброс
Коррупция как таковая — не главная проблема деловой среды в России, предположили экономисты Высшей школы экономики и Всемирного банка в новом исследовании поведения инвесторов в регионах. Реальную опасность для привлечения капвложений представляет собой резкое и непредсказуемое изменение коррупционных правил на низовом уровне госуправления, хотя рецепты для борьбы с этим в изложении аналитиков не изменились — они по-прежнему предлагают властям организовывать горячие линии и "тревожные кнопки" для жалующихся на взятки предпринимателей.
В серии рабочих докладов Всемирного банка опубликована статья о неопределенности как факторе принятия решений в российских регионах. Исследователи Высшей школы экономики (Андрей Яковлев, Ирина Левина, Исраэль Маркес) и Всемирного банка (Григорий Кисунько) позиционируют доклад как подсказку региональным властям, на что обратить внимание при привлечении инвестиций в регионы. Отметим, в апрельском докладе Всемирного банка о состоянии российской экономики говорилось, что обесценивания рубля недостаточно для возникновения интереса инвесторов, особенно иностранных, без "устойчивого улучшения инвестиционного климата".
Эксперты сопоставили данные об объемах инвестиций с жалобами на рейдерство и взятки. Источниками данных стали опросы предпринимателей, проводившиеся в 2012-2014 годах при поддержке Всемирного банка, и данные центра "Бизнес против коррупции" (экспертной площадки бизнес-омбудсмена Бориса Титова). При этом, в отличие от большинства работ, посвященных анализу формальных экономических показателей (таких как число антимонопольных разбирательств), сотрудников Высшей школы экономики и Всемирного банка интересовали неформальные практики правоприменения.
В частности, на основе анализа статистических данных авторы работы обнаружили, что для инвесторов есть существенная разница между коррупцией "предсказуемой и зачастую централизованной" и низовой нецентрализованной, при этом вторая воспринимается более угрожающей притоку капвложений. Бизнес, готовый вкладываться в регионы, приспособился к наличию устоявшихся неформальных практик и больше опасается возможности рискованного и непредсказуемого изменения сложившейся ситуации.
Одним из показателей такой непредсказуемости является разброс размера взяток: чем он выше, тем реже намерения предпринимателей вкладываться в регион реализуются на практике. Аналогичным маркером являются данные о рейдерских атаках: чем выше их число в регионе, тем выше неуверенность бизнеса и тем менее вероятно привлечение инвестиций, утверждают экономисты. Их данные показывают сильную негативную корреляцию (впрочем, не означающую прямой зависимости) между нестабильностью правоприменения и желанием инвесторов делать вложения.
Впрочем, для решения новой проблемы авторы работы предлагают приспособить инструмент, который с 1980-х годов широко рекомендуется для борьбы с самой коррупцией. Региональным управленцам экономисты посоветовали обеспечить в регионах последовательность правоприменения, а как источник информации о низовой коррупции использовать "красные кнопки" и горячие линии, а также рабочие встречи властей и деловых ассоциаций. Напомним, последние попытки властей внедрить такие механизмы в РФ — например, создание в июне электронного почтового ящика Генпрокуратуры для жалоб предпринимателей,— громких результатов пока не принесли, как и включение показателей самочувствия бизнеса (например, числа рейдерских атак и жалоб предпринимателей) в KPI чиновников.