«Центральный рынок» Воронежа уходит в минус
Депутаты гордумы согласовали уменьшение уставного капитала общества
Мэрия Воронежа уменьшит уставный капитал АО «Центральный рынок», основным активом которого является торговое здание в центральной части города, на 234,9 млн руб. — до 939,6 млн руб. Соответствующие планы горадминистрации вчера своим решением согласовала гордума. Причиной уменьшения называется финансовая нестабильность АО, которую рекомендовано поправить «корректировкой арендной платы торгового места». Эксперты полагают, что пересмотр аренды вряд ли позитивно скажется на финансовых показателях рынка, на возведение которого было потрачено в сумме 1,3 млрд руб.
Воронежская дума на вчерашнем заседании разрешила мэрии уменьшить уставный капитал АО «Центральный рынок», владеющего крупнейшей продовольственной торговой площадкой в центральной части города, на 234,9 млн руб. — до 939,6 млн руб. Номинальная стоимость акций снизится со 100 руб. до 80 руб. Причиной уменьшения называется снижение чистых активов и необходимость финансового оздоровления предприятия. Вице-мэр Сергей Курило, выступая перед депутатами, пояснил, что деятельность АО оказалась убыточной из-за увеличенного налога на имущество, в которое был включен паркинг, фактически принадлежавший ЗАО ФК «Аксиома», но перешедший к нему по акту раздела площадей только с 1 апреля 2015 года.
Речь идет об инвестиционном договоре стоимостью 433,6 млн руб. между «Центральным рынком» и «Аксиомой» о совместном строительстве здания, заключенном в конце 2013 года. По завершении работ на основании акта раздела площадей ЗАО получило в собственность двухуровневый подземный паркинг и участок в общедолевую собственность. Акт ввода в эксплуатацию здания оформили в августе 2014 года. Акт раздела площадей был подписан «Аксиомой» в апреле 2015 года. До этого АО вынуждено было платить налог на имущество со всего здания в целом, так как он рассчитывается из среднегодовой стоимости основных средств, поясняется в годовом отчете «Центрального рынка». Согласно этому документу по итогам 2015 года выручка АО составила 34,9 млн руб., из них 89,9% — сборы за аренду торговых мест. Дебиторская задолженность составила 24,3 млн руб., кредиторская — 8,2 млн руб., чистый убыток — 20 млн руб. По итогам 2015 года величина чистых активов снизилась на 54,9 млн руб., или на 4,67%.
В отчетности указано, что одним из факторов убыточной работы рынка является низкий уровень заполняемости торговых мест на ярмарках. На часть из них не было получено разрешение на организацию, часть заполнялась ниже чем на 50%. С 2015 года АО организует ярмарки на выделенных площадках на улицах Куколкина, 3, Чапаева, 126, Южно-Моравской, 25, а также сдает в аренду 16,8 тыс. кв. м нежилых помещений на улице Пушкинской, 8 (адрес самого здания рынка).
В минувший понедельник постоянная комиссия гордумы по бюджету, экономике, планированию, налоговой политике и инвестициям рекомендовала мэрии рассмотреть возможность корректировки арендной платы торгового места для покрытия расходов рынка. Однако эксперты не верят в перспективу этой меры.
Руководитель отдела управления розничных продаж УК «Солид менеджмент» Сергей Звенигородский назвал историю с паркингом «лишь примером принятия крайне неудачных решений при ведении хозяйственной деятельности»: «Причины убыточности кроются гораздо глубже. С учетом того что доходы предприятия на 89% формируются за счет сдачи в аренду площадей, получение чистого убытка в размере 20 млн руб. является прямым следствием крайне низкого спроса на них. Подтверждает это и уровень заполняемости. Арендаторы не идут на рынок не потому, что арендные ставки высоки, а потому что конкурировать приходится с сетевыми ритейлерами». «На мой взгляд, оптимальным решением в текущих условиях была бы продажа недвижимого имущества компании», — резюмировал эксперт.
«Как правило, сокращение чистых активов можно трактовать как ухудшение финансовых показателей, — отмечает Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик группы компаний “Финам”. — Но для более точного заключения необходимо подтверждение со стороны динамики прочих финансовых (операционная прибыль, долговая нагрузка) и операционных (число клиентов) показателей».