Отложенный патриотизм
Валерий Чусов, журналист, Москва
Коллеги с одного маленького сайта опубликовали скетч ретромодели по мотивам ВАЗ-2101 - по аналогии с VolkswagenBeetle и прочими MINI. Авторы заметки предположили, что, возможно, "АвтоВАЗ" собирается выпуском такого автомобиля отметить в 2020 году пятидесятилетие схода с конвейера первых "Жигулей". Коллеги знали, что информация про отечественные модели всегда пользуется повышенным спросом. Но результат превзошел ожидания.
Они были потрясены волной, которую сами же и породили. Сообщение перепечатали другие СМИ, и этот эскиз обсуждали в интернете едва ли не активнее, чем новость о реальных новых моделях. Некоторые издания обратились за комментариями в Тольятти. Завод отрицает такие планы... Но мистификация удалась.
Судя по реакции читателей, мы куда большие патриоты, чем хотим казаться. Нет, я не про политику и нежные чувства к истребителю пятого поколения ПАК-ФА, я про потребительский патриотизм. Мечты советского времени о Sony в каждом доме и Mercedes-Benz у каждого подъезда сбылись с несколько пугающей точностью. В итоге сейчас мы стали с удовольствием вспоминать о прошлом. В новых поколениях наряду с людьми, уверенными, что Ленин воевал с Гитлером и основал Санкт-Петербург, встречаются те, кто искренне сожалеет об утраченном величии СССР. Иногда, правда, это одни и те же люди. Для них "Чайки" и "ЗИЛы" как раз символы величия, а "Жигули" и "Москвичи" овеяны аурой воспоминаний их родителей, бабушек и дедушек. Воспоминания, как водится, хорошие - мы же знаем, что прежний сахар был слаще нынешнего, а "Буратино" куда лучше колы. Про то, что сахар бывал по талонам, а попробовать колу шансы были далеко не у всех, патриотически настроенная память обычно предпочитает умалчивать.
Правда, всякий желающий насладиться удовольствием от управления "настоящим автомобилем без всех этих электронных штук" быстро обнаружил бы, что каждый день иметь дело с подсосом и регулировкой карбюратора надоедает так же быстро, как когда-то тем самым родителям надоедали переключения перегазовкой и двойным выжимом на автомобилях еще более ранних поколений. Теплый ламповый звук - классная штука, только к нему в комплекте идет необходимость дожидаться разогрева ламп, менять пластинки руками, и все это на аппарате размером с автомобильный двигатель. То есть полюбоваться и показать гостям - да, но на каждый день гораздо удобнее плеер в смартфоне, куда помещается вся коллекция дедушкиных пластинок с полки длиной в несколько метров. Вот и с олдтаймерами та же история. Как в поговорке про женщин - "влюбляются в одних, а женятся на других".
Преодолеть эту пропасть между влюбленностью и супружеством как раз и помогают ностальжи-модели. Тем более что у дизайнеров явно наступила эпоха постмодернизма, и они довольно охотно обращаются к опыту прежних поколений.
Мечты советского времени о Sony в каждом доме и Mercedes-Benz у каждого подъезда сбылись с несколько пугающей точностью.
Чтобы мы ни думали про качество жизни и гражданские свободы в эпоху развитого социализма, молодость из жизни не выкинешь. Сейчас среди тех, кто тратит деньги на автомобили, достаточно многим нравится вспоминать о советских моделях. Некоторые из них могут себе позволить делать имитации "Волг" из Porsche или BMW, или ставить на "ЗИМы" японские и американские силовые агрегаты. А в проекте "Кортеж" явно просматриваются воспоминания о ЗИС-110.
Но не все патриоты настолько богаты, чтобы делать автомобили по заказу. Может быть, и "АвтоВАЗу" стоит сыграть на патриотизме и поддержать имидж бренда? Благо уже есть опыт зарубежных коллег - та же MINI вообще построила весь свой стиль на реминисценциях и аллюзиях, извините за выражение. Зарубежный опыт - это важно, потому что мы не настолько патриоты, чтобы рискнуть делать все с нуля. Помнится, публикация о знаменитом проекте "ЗИЛа" Вячеслава Саакяна почти мгновенно облетела весь рунет после того, как скетчи были опубликованы на зарубежном сайте, но нисколько не интересовала наши СМИ, пока информация была на российском сайте по автодизайну. Внимание к собственным новостям у нас уже проснулось. Так, может, и до дела дойдет?