Кочевники по музеям
Открылась IX Ширяевская биеннале
Биеннале современное искусство
В Самаре и Ширяево проходит IX Ширяевская биеннале современного искусства на животрепещущую тему "Кэш: Cash". Отныне Ширяевская биеннале — проект недавно созданного Средневолжского филиала Государственного центра современного искусства (ГЦСИ), выходящий на новый институциональный уровень. Из Самары и Ширяево — АННА ТОЛСТОВА.
Группа замерзших бурлаков поджидала группу зрителей-номадов, вольной толпой кочующих по всему Ширяево — от одной стоянки "номадического шоу" к другой, возле берега, стоя по колено в воде и заметно поеживаясь. Как только публика, следующая за знаменосцами с золотыми стягами, подтянулась к пляжу, бурлаки, повторяя аттитюды репинской хореографии, выбрались из реки, и стало видно, что вместо барки они тянут огромный надувной знак доллара, только почему-то красный. Красный доллар был торжественно вынесен на сушу, водружен стоймя — и тут же сдулся под одобрительные аплодисменты. Левацкий перформанс с участием местных жителей устроила сингапурско-датская группа YUNRUBIN (Джоан Пан Руи Юн и Йонас Рубин): с одной стороны, он идеально отвечает теме биеннале, вопрошающей о роли искусства в эпоху виртуализации и инфляции всех ценностей, с другой — отдает дань гению места, потому что изрядную порцию этюдов к "Бурлакам на Волге" Репин написал в Ширяево.
О сдувающихся экономических пузырях спела в арт-рэперском Концерте агитационной песни на площадке возле ширяевского дома культуры и московская группа u/n multitude (Никита Спиридонов, Елена Зубцова и Илья Фомин). Очередная "политическая партитура" u/n multitude, слепленная из многообещающей рекламы банков и жутких историй должников-заемщиков, оставляет современным художникам некоторую надежду даже в условиях повальной закредитованности населения: в ходе концерта становится ясно, что представителям такой ненадежной профессии не даст кредита и самый рисковый банк. Конечно, денежный вопрос — из наиболее острых в современном искусстве, вот и европейская биеннале "Манифеста" в этом году выясняла, что люди делают за деньги. Но для Ширяевской биеннале важнее вопрос обмена, прежде всего культурного, недаром "номадическое шоу" открывала американская квир-группа Antibody Corporation (Адам Роуз и Эйприл Поллард) с перформансом, вдохновленным "Антимирами" Андрея Вознесенского.
Ширяевская биеннале — невероятный художественный эксперимент, который с 1999 года проводят на свой страх и риск два самарских художника, Неля и Роман Коржовы. По формату это биеннале-резиденция: раз в два года на две августовские недели в Ширяево со всего мира съезжаются художники-участники, живут в деревенских домах у местных и дачников, пытаются взаимодействовать с населением и живописным пространством между Волгой и Жигулевскими горами, а в конце резиденции устраивают однодневное "номадическое шоу", на которое зовут публику из Самары, чтобы показать ей результаты этих взаимодействий. Первоначально это был эскапистский проект: сбежать из города в деревню, от социальных и политических условностей к артистической вольнице, от музейных рам и рамок — во чисто поле. Коржовы ощущали себя и своих коллег, кочующих из резиденции в резиденцию, номадами духа, сопротивляющимися мещанской и бюрократической оседлости. Но художнический протест против тотальной институционализации искусства, как только он принимает форму биеннале, обречен на поражение художника и победу менеджера. Постепенно Неля и Роман Коржовы сами сделались частью важной институции, с 2014 года они — Средневолжский филиал ГЦСИ, и теперь им предстоит реконструировать шедевр самарского конструктивизма — фабрику-кухню архитектора Екатерины Максимовой. Здесь будет штаб-квартира самарского ГЦСИ, и Ширяевская биеннале послужит стержнем для его будущей работы: ведь центры современного искусства не создаются на пустом месте одним росчерком министерского пера — в прежнем ГЦСИ это прекрасно понимали.
Заметно, что Ширяевская биеннале постепенно выходит на новый институциональный уровень. Выставки специальной программы идут в ведущих музеях Самары: "Кэш — от символа и мечты к суровой реальности" шведского куратора Мартина Шибли приютили в Самарском областном художественном музее, "Экология художественного пространства" московского куратора Виталия Пацюкова внедрилась в экспозицию Историко-краеведческого музея имени Алабина. На открытие "номадического шоу" в Ширяево — впервые в истории биеннале — приехал новый министр культуры Самарской области Сергей Филиппов и выступил с хорошей речью. В Самаре и Ширяево прошел симпозиум "О музее нематериального" с участием ведущих российских кураторов и Виктора Мизиано в роли модератора. После "номадического шоу" биеннале в Ширяево не завершается, как было раньше: в доме культуры открылась замечательная архивная выставка из истории биеннале, в нескольких сельских домах еще месяц будут показывать объекты и инсталляции. В рассуждении фабрики-кухни здесь теперь все чаще говорят о музее и прочих формах оседлости. Неля и Роман Коржовы мечтают, чтобы Средневолжскому филиалу ГЦСИ передали заброшенное здание ширяевской школы — под постоянную, а не только на время биеннале, резиденцию для художников. Тогда Ширяево вновь станет Меккой художников, какой она была в XIX веке, если только верить путеводителю местного Дома-музея Репина.