Сбербанк просят не сокращаться
Кубанские депутаты обеспокоены уменьшением доступности финансовых услуг на селе
Законодательное собрание края направило обращение председателю Юго-Западного банка ПАО «Сбербанк России» Виктору Вентимилла Алонсо с просьбой пересмотреть планы организации по сокращению числа банкоматов и офисов в сельских населенных пунктах. По данным заксобрания, трудности при получении денег и внесении обязательных платежей вызывают рост социальной напряженности. В Сбербанке говорят, что офисы в 2016 году закрывались только по инициативе владельцев арендованных площадей, более того, на селе открываются новые точки обслуживания. А количество устройств самообслуживания уменьшилось из-за перехода самих клиентов на интернет-банкинг. Финансовые аналитики отмечают тенденцию ухода банков из сельской местности на фоне кризиса и то, что место Сбербанка может занять любой крупный игрок при условии господдержки. В недавно образованном «Почта Банке» заявляют о планах значительного роста пунктов оказания банковских услуг в сельской местности на Кубани.
Депутаты Законодательного собрания края направили обращение к председателю Юго-Западного банка ПАО «Сбербанк России» Виктору Вентимилла Алонсо, в котором говорят о необходимости сохранения структурных подразделений и банкоматов Сбербанка в сельских населенных пунктах региона. Документ опубликован на сайте заксобрания. Как отмечают депутаты со ссылкой на Южное ГУ Центробанка РФ, в крае с 2014-го по апрель 2016 года число структурных подразделений банка уменьшилось на 63 единицы (8%), во многих муниципалитетах значительно уменьшилось число банкоматов. По словам авторов обращения, в крае растет недовольство, поскольку сокращение привело к проблемам с получением пенсий, социальных пособий, со снятием с карточек зарплаты. Кроме того, оставшиеся офисы Сбербанка и банкоматы перегружены, есть проблемы с выдачей наличности, очереди при оплате услуг ЖКХ, штрафов и других обязательных платежей. По мнению депутатов, альтернативные каналы обслуживания (системы «Сбербанк Онлайн» и «Мобильный банк») не решают проблему, особенно с учетом того, что интернет и мобильная сеть работают не везде. Парламентарии просят принять меры по недопущению сокращения числа банкоматов и офисов в сельских населенных пунктах края, а также рассмотреть возможность восстановления уже реорганизованных структурных подразделений.
Управляющий Краснодарским отделением ПАО «Сбербанк» Андрея Орешко заявил „Ъ“, что в 2016 году Сбербанк проводит политику по полному сохранению сельской филиальной сети (400 филиалов из 655 существующих в крае). «Исключение составляют только прецеденты по расторжению договоров аренды со стороны арендодателя. При расторжении договоров аренды банком (в исключительных случаях) осуществляются временные перемещения филиалов с последующим возвратом после подбора нового помещения»,— заявил „Ъ“ господин Орешко. Также он отметил, что с начала переформатирования филиальной сети в сельской местности и городах с населением менее 100 тыс. человек открыт 101 филиал, в текущем году планируется открыть еще тридцать.
В Краснодарском отделении Сбербанка говорят, что для жителей 30 сельских населенных пунктов в сентябре стартует программа обучения пользованию онлайн-сервисами. Кроме того, по данным Сбербанка, в регионе функционирует 3227 устройств самообслуживания. Андрей Орешко признает, что незначительное снижение количества устройств имело место, однако связано оно с тем, что клиенты активно переходят в интернет-банкинг, посредством которого ежемесячно совершается около 2,5 млн платежей. «В результате доля платежей и переводов через банкоматы снизилась с 28% до 22% (по сравнению с 2015 годом)»,— отмечает господин Орешко, добавляя, что банк также развивает эквайринг, в 2014—2015 годах было привлечено 5735 партнеров, в 2016 планируется привлечь еще 3 тысячи.
По информации ЦБ РФ, в целом на Кубани с 2014 года наблюдается уменьшение числа банкоматов на 6,2% (с 5548 до 5200 шт.), банкоматов и платежных терминалов с функцией приема денег — на 23% (с 5198 до 3971 шт.). При этом идет рост количества электронных терминалов, установленных в организациях торговли и услуг — на 58% (с 33,6 тыс. до 53,1 тыс. шт.). Заместитель директора ООО «Форвард Мобайл» Анна Махно считает, что количество платежных терминалов в сельской местности будет увеличиваться, поскольку они более мобильны и просты в обслуживании. «Особенно они востребованы во время курортного сезона, на это время компании даже устанавливают в малодоступных курортных местечках дополнительное оборудование»,— говорит госпожа Махно.
Директор краснодарского представительства инвестиционно-финансовой компании «Солид» Елена Удалова отмечает, что на фоне кризиса большинство кредитно-финансовых учреждений страны сокращает свое присутствие в регионах. Прежде всего это касается небольших населенных пунктов с низкой клиентской базой. Эксперт считает, что с ростом экономики процесс примет обратную направленность. Комментируя возможность захода другого банка с собственной сетью в небольших населенных пунктах, госпожа Удалова отметила, что это может быть любая из организаций, входящих в ТОП рейтинга российских банков. Вопрос в условиях реализации данного проекта и объемах его финансирования со стороны государства: «Сегодня Сбербанк является оператором финансовых потоков от государства к получателям пенсий, субсидий, государственным служащим. Что, с одной стороны, создает для него весьма серьезные преференции по сравнению с другими игроками рынка, но с другой — накладывает обязательство обеспечить клиентам возможность обслуживания. Кажется логичным, что в случае создания альтернативной системы обслуживания для небольших населенных пунктов часть клиентской базы должна будет перейти тому, кто создаст эту сеть. Вопрос в том, покроют ли выгоды необходимые затраты и готово ли государство компенсировать убытки, если этого не произойдет».
Летом 2016 года в связи с жалобами на сокращение филиальной сети Сбербанка премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что, если учреждение не решит проблему нехватки офисов и банкоматов, его нишу может занять другой банк. Тридцать первого марта 2016 года начал работу «Почта Банк», созданный Группой ВТБ и ФГУП «Почта России», который делает акцент на банковское обслуживание населения в почтовых отделениях. По данным пресс-службы «Почта Банка», сегодня он представлен в 39 населенных пунктах края, из которых 13 — сельские. Количество точек присутствия банка в регионе к концу сентября достигнет 279 штук, отмечают в пресс-службе.
В «Почта Банке» также говорят о планах значительно нарастить на Кубани количество точек, в том числе за счет присутствия в сельской местности, добавляя, что адресный план развития региональной сети на 2017 год будут утверждаться наблюдательным советом банка осенью этого года.