Административные барьеры и устаревшее законодательство
На ВЭФ обсудили проблемы инвесторов
Сегодня участники Восточного экономического форума (ВЭФ) обсудили проблемы инвесторов в ТОР, отметив излишние административные барьеры в этой сфере и сохранение недоверия между бизнесом и государством. Юристы указали на то, что ряд двусторонних соглашений между Россией и Китаем по регулированию коммерческих отношений уже устарел и есть необходимость в их обновлении. По мнению участников форума, сейчас «идеальное время» для создания международного арбитражного центра в России, а юридическое сообщество выразило готовность помочь в разработке соответствующего законопроекта.
В заключительный день ВЭФ состоялась юридическая сессия, посвященная развитию Дальнего Востока, — «Право и повышение конкурентоспособности Дальнего Востока в АТР». Модераторами сессии стали партнер международной юридической фирмы White&Case Дэвид Голдберг и председатель правления Русско-Китайского юридического общества Александр Молотников. Сессия была условно разделена на две части — инвестиционный блок и блок, посвященный разрешению споров.
В рамках первого блока партнер юридической фирмы «Lidings» Андрей Зеленин рассказал об особенностях регулирования специальных инвестиционных контрактов, одним из ключевых преимуществ которых, помимо стандартного набора мер стимулирования, связанных со снижением нагрузки по уплате налогов и сборов, является осуществление закупок у такого инвестора, как у единственного поставщика. Александр Ермоленко, партнер юридической фирмы «ФБК Право», обратил внимание на проблемы, препятствующие приходу новых инвесторов в ТОР (территории опережающего развития). Основное препятствие, на его взгляд, лежит в области правоприменения — неготовность государства обеспечить заявленный административный режим, масса барьеров при предоставлении земельных участков и проведении контрольных мероприятий, общее недоверие между бизнесом и властью. По словам господина Ермоленко, на одну такую зону приходится около трех инвесторов, каждый из которых становится объектом повышенного внимания со стороны проверяющих органов. Приведя ТОР в качестве примера возможности обеспечения быстрой и эффективной работы государства, он призвал распространить эту практику не только на инвесторов, но и на все остальные компании.
Модератор Александр Молотников обратился с предложением к замминистра по развитию Дальнего Востока Кириллу Степанову создать координационный совет с участием его министерства, Федеральной таможенной службы и полпреда президента РФ в ДФО. Такой орган, по его мнению, мог бы задать единый вектор для развития региона и обеспечить адекватное нормативной базе правоприменение. В ответ господин Степанов предложил не спешить с увеличением числа разного рода координационных советов, а ввести представителей предпринимательского сообщества в уже существующие.
Дмитрий Кафанов, партнер юридической фирмы «Инмар», призвал гармонизировать законодательство, регулирующее инвестирование в рыбной отрасли, поскольку в настоящее время получение инвестиционных квот для иностранцев не просто затруднено, а фактически невозможно, отметив, что полномочия по оценке заявок должны быть сосредоточены у Минвостокразвития.
Во втором блоке сессии модератор Дэвид Голдберг обратил внимание на то, что российское законодательство в области разрешения споров является одним из самых развитых, а единственное, что тормозит развитие в этом направлении – несовершенство правоприменительной практики. Отчасти эта проблема, на его взгляд, может быть решена путем реализации предложения первого вице-премьера Игоря Шувалова по созданию международного центра по разрешению арбитражных споров.
Сергей Слагода, управляющий партнер адвокатского бюро «S&K Вертикаль», в своем выступлении подробно рассказал об особенностях правового регулирования процедуры разрешения споров в странах АТР. Большинство значимых игроков АТР являются участниками ключевых международных соглашений, упрощающих процесс разрешения споров между иностранными лицами, отметил господин Слагода. Исключение составляет так называемая Конвенция «об апостиле», отменяющая требование легализации иностранных официальных документов, которая не ратифицирована Китаем (за исключением САР Гонконг, Макао), Сингапуром, Малайзией и Индонезией. По словам Сергея Слагоды, большую сложность составляют двусторонние соглашения между Россией и Китаем, регулирующие разрешение коммерческих споров. Так, “Протокол об общих условиях поставок товаров из Союза СССР в Китайскую Народную Республику и из Китайской Народной Республики в Союз ССР”, принятый в 1990 году, который подлежит обязательному применению и сейчас, является устаревшим, не отражает современные реалии и препятствует развитию торговли между двумя странами.
Затем участники сессии обсудили необходимость создания в России международного арбитража. Переходя к этой теме, Дэвид Голдберг заявил: «Вопрос, где будут рассматриваться споры он довольно-таки важный. Однако, этот пункт обычно рассматривают в самом конце заключения договора, когда уже нет времени, когда уже надо подписывать и пить шампанское».
Партнер юридической фирмы «Монастырский, Зюба, Степанов & Партнеры» Антон Александров подчеркнул, что сейчас идеальное время для создания в России международного арбитражного центра, поскольку все факторы, заставляющие предпринимателей уходить из государственных судов в арбитраж, лишь усиливаются. Такой центр, по его словам, мог бы рассматривать значительное число внутренних споров между российскими инвесторами, а также с течением времени стать конкурентоспособным центром разрешения международных коммерческих споров. Дмитрий Дякин, партнер адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», рассказал о правовых аспектах выбора места арбитража, ключевое значение которого обусловлено, тем, что от места учреждения арбитражного института зависит и выбор государственного суда, который может отменить решение арбитража, число инстанций, которые необходимо пройти, и те формы поддержки арбитражного разбирательства, которые будут применимы при рассмотрении спора.
Майкл Лю, старший партнер DHH Law Firm, указал на необходимость реформирования двусторонних актов о разрешении споров, действующих между Россией и КНР и необходимость принятия принципиального решения относительно создания арбитражного центра, поскольку «мы должны сначала обращаться к принципиальным вопросам, а потом разрешать конкретные трудности». А Кевин Нэш, заместитель директора Сингапурского Международного Арбитражного Центра, отметил, что правильный выбор сочетания параметров для процедуры разрешения споров обуславливает успех и быстрый рост влияния вновь создаваемого арбитражного центра.
В заключение Александр Молотников подытожил, что юридическое сообщество готово представить законопроект, регулирующий процедурные аспекты разрешения споров на Дальнем Восток, отметив, что создание арбитражного центра в регионе должно преследовать цель привлечения российских, а не иностранных инвесторов, поскольку последние в любом случае будут предпочитать «раскрученные» иностранные арбитражи.