«Спрос на золото растет прежде всего по политическим причинам»
Генеральный директор компании «Альпари Голд» Леонид Матвеев в интервью «Ъ FM»
Экономический обозреватель «Коммерсантъ FM» Олег Богданов поговорил с генеральным директором компании «Альпари Голд» Леонидом Матвеевым о том, что происходит на рынке золота, какие основные тенденции сформировались в глобальной экономике, как инвесторам выбирать актив, в рамках программы «Цели и средства».
— Давайте в целом о рынке. Если с этого года моделировать ситуацию, то очень бурное начало года, у нас получился от минимума к максимуму 25-30% рост на металл. Сейчас небольшая коррекция или боковое движение на рынке золота. С чего все началось? Потому что оптимистов по золоту в начале года было немного, а потом они стали появляться. Кто двигал мировой спрос на золото?
— Прежде всего, это мировые новости. Во-первых, мы видим, сейчас устойчивый спрос на золото растет по причинам прежде всего политическим. Потому что выходит и Великобритания из Евросоюза — об этом слухи были достаточно давно, референдум подтолкнул инвесторский спрос на золото вверх. Здесь также важно отметить, что сейчас период низких процентных ставок. К чему это может привести, большой вопрос.
— То есть золото как элемент, заточенный на риск: риск выше, золото тоже в цене выше, и ставки в ноль. Какая разница: или в облигации под ноль, или минус, или золото — такая логика?
— Логика такова, что никто не знает, к чему приведет отрицательная процентная ставка. Те стимулирующие меры, которые ведут в центральных банках мировых держав, имеют основной целью подстегнуть экономику к значительному росту. При этом огромные наличные вливания происходят в экономику, и здесь может это вылиться в неконтролируемую инфляцию. А золото, как известно, покупают для того, чтобы защититься, в том числе и от инфляции. Перед моими глазами есть цифры, которые показывают, насколько дорожало золото по отношению к ведущим валютам. Если брать китайский юань, то за 10 лет золото относительно китайского юаня выросло на 112%. В то же время золото по отношению к доллару выросло на 159%, выросло на 173% к евро. И по отношению к нашей российской валюте золото, выраженное в российском рубле, выросло на 479%.
— Это еще учитывать нужно, что золото скорректировалось с $2 тыс. до $1 тыс. за унцию.
— Безусловно. Это именно к текущему дню. То есть продолжающийся рост рисков, а также отрицательные процентные ставки, увеличение инфляции будут способствовать увеличению спроса на золото как на защитный актив.
— Леонид, понятно, центральные банки развивающихся стран диверсифицируют свои резервы, мы неоднократно об этом слышали. Кто еще двигает спрос на золото?
— Прежде всего, если посмотреть структуру общего спроса, то здесь важно отметить, что 42% идет на инвестиции, 42% идет на ювелирную отрасль. Остальное — это технологии и прочие сектора экономики. Если мы смотрим структуру именно инвестиционного спроса, то здесь спрос вызывают прежде всего центральные банки развивающихся стран, а также биржевые и инвестиционные фонды.
— Они аккумулируют достаточно большое количество золота и через ETF, да?
— Если смотреть фонды ETF, они составляют порядка 52%, а золотые слитки, монеты — порядка 33%.
— А у физлиц какие возможности для инвестирования? То есть можно купить в банке слитки различные, можно монеты коллекционные. Что для физлиц наиболее приемлемо и интересно, с вашей точки зрения?
— Если мы говорим про Россию, то наибольшим спросом будут пользоваться инвестиционные монеты, которые не облагаются НДС, которые имеют цену, максимально приближенную к реальной цене золота. В нашей стране это наиболее удобная форма для инвестиций. Если же говорить про структуру спроса, то доля физических лиц в общем глобальном спросе не столь значительна. Золото в основном покупают в таких странах, как Китай, как Индия. Потому что в Индии, в частности, это вообще традиция — покупать золото. У них есть такой период…
— Свадебный, да?
— Да, свадебный период, когда они просто обязаны купить какую-либо золотую вещь.
— Меряется в килограммах это приданое, которое они обычно дарят, в зависимости от того, какое финансовое положение.
— Конечно, у каждого по возможностям. Но там самое главное — купить хоть что-то золотое, хоть какую-то частицу, на любую сумму.
— Они же украшение берут, которое разбавлено с другими металлами, или они монеты берут?
— В основном они приобретают золотые украшения, это у них основная структура спроса, так скажем. Причем есть особенность. Эта страна позволяет импортировать золото в любых объемах и в любых абсолютно формах, но на экспорт они отправляют только ювелирные изделия. При покупке в Индии инвестиционной монеты или какого-то золотого слитка не представляется возможности вывести его за рубеж.
— Не продают просто?
— Не продаются, только в виде ювелирных изделий.
— А китайский спрос на золото насколько вырос за последнее время? Можно какие-то цифры или в процентном отношении, хотя бы по сравнению с тем, что было лет 10 назад, допустим?
— Здесь очень важно смотреть на то, что структура золотовалютных резервов в Китае учитывает очень низкую долю на сегодняшний момент именно физического золота. И у них есть очень сильный потенциал для диверсификации. Если мне память не изменяет, у них процент именно золота в золотовалютных резервах составляет не более 3%, а это открывает большой потенциал для роста.