Москва подводная
После подтоплений в столице пересмотрят правила проектирования канализации
Московские власти по итогам лета, в течение которого московские улицы неоднократно затапливались во время дождей, признали, что существующие правила проектирования ливневой канализации не работают и нуждаются в пересмотре. Опрошенные “Ъ” эксперты заявили, что необходим «анализ ситуации и хотя бы минимальная модернизация» водостока. Метеорологи при этом отмечают, что идеальной ливневой канализации нет ни в одном городе мира.
«Статистика показывает, что сверхнормативных ливней в Москве за последние годы стало больше,— сообщили “Ъ” в ГУП “Мосводосток”.— В этой связи возникает необходимость пересмотреть действующий свод правил для проектирования водосточной сети в части назначения периода превышения дождя расчетной интенсивности и применяемых коэффициентов». Изменения будут внесены не только в систему проектирования дождевой канализации в Москве, но и в механизм прохождения городской экспертизы.
Именно интенсивностью дождей московские власти оправдывали летние «потопы». «По сравнению с прошлыми годами этим летом было больше сверхнормативных (тропических) дождей, после прохождения которых возникали локальные подтопления»,— напомнили и в «Мосводостоке». Интенсивные ливни прошли в Москве 12 июня, 22 июля и 15, 24 и 30 августа. При этом 15 августа был поставлен рекорд последних 130 лет метеорологических наблюдений в Москве по количеству осадков, выпавших за сутки. В этот день в городе выпало от 63 до 92 мм осадков, что составило около 120% месячной нормы (в августе она составляет 77 мм). При этом, отметили в ГУП «Мосводосток», дожди подобной интенсивности были и раньше, например, в мае-июне 2015 года, 13 июля 2012 года: «Подводя предварительные итоги, можно утверждать, что дожди с высокой интенсивностью, приводящие к локальным подтоплениям городских территорий в Московском регионе, стали выпадать значительно чаще».
«В настоящее время определены 119 первоочередных проблемных адресов по городу, где в ближайшие годы будут проведены работы по развитию водосточной сети»,— сообщили в ГУП «Мосводосток». При этом, согласно данным, представленным на сайте департамента ЖКХ и благоустройства Москвы, после последнего летнего дождя в столице выявлено 228 мест возможного скопления воды.
«В Москве есть районы без дождевой канализации»
«Два года назад вышла актуализированная редакция строительных норм и правил, где система расчета дождевой и ливневой канализации немного подкорректирована, но принципиально не изменилась,— рассказал “Ъ” доцент кафедры водоотведения и водной экологии Московского государственного строительного университета Станислав Алексеев.— Вполне возможно, что в последнее время наметилась тенденция к увеличению активных ливней. В этом случае можно задуматься о мероприятиях, чтобы повысить пропускную способность системы хотя бы на наиболее ответственных участках (нагруженные магистрали, крупные перекрестки, центр города)». Он добавил, что подтопления в Москве связаны не только с проблемой системы канализации, но и с проблемой планировки кварталов: «Пониженные места могут быть недостаточно канализованы. У нас есть жилые кварталы 1950–1970 годов постройки, в которых вообще нет внутренней дождевой канализации».
Декан факультета дорожного строительства Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) Игорь Чистяков ранее пожаловался “Ъ”, что при проектировании «ливневки» используется система расчетов «50-летней давности и больше»: «Вся норма ливневого стока у нас относится примерно к 30-м годам прошлого столетия». Он уверен, что при проектировании не принимаются во внимание факторы изменения климата (увеличение количества осадков), нормы не актуализируются, либо это делается формально: «Если сравнить старые и новые нормы — это практически одно и то же. В МАДИ еще пять лет назад предлагали пересмотреть подход к расчету ливневого стока, но это оказалось никому не нужно».
Господин Алексеев тем не менее отметил, что «данные для выполнения расчетов дают метеорологи»: «Если они начнут выдавать статистику об увеличении среднегодового количества осадков для данной местности, о повышении интенсивности дождей, то, естественно, эти параметры будут закладываться в методики расчета. И, возможно, тогда, согласно расчетам, будет необходим и больший диаметр трубопроводов». Он пояснил, что существует понятие «периода однократного переполнения расчетной интенсивности»: «Когда периодически дождевая канализация переполняется, что нормально». «Если бы мы попытались построить систему канализации на самый интенсивный дождь, который бывает, у нас были бы трубы огромного диаметра, очень большая система с огромной производительностью и очень высокими капитальными затратами,— сказал представитель МГСУ.— Но фактически она бы простаивала и не эксплуатировалась на полную мощность». При этом он сообщил, что по нормативу для обычных городских улиц превышений расчетной интенсивности дождя может быть от одного до двух в год.
«Если мы посмотрим на царскую Россию, то центральная часть Москвы была затоплена постоянно, можно Гиляровского почитать,— прокомментировал московские потопы директор направления “Городское хозяйство” фонда Института экономики города Владилен Прокофьев.— Это всегда было, ситуация не новая, Москва всегда располагалась на болотах». Директор Гидрометцентра России Роман Вильфанд в разговоре с “Ъ” отметил, что в 2016 году «повторяемость очень сильных дождей увеличилась»: «Но в принципе для лета сильные дожди — это типичная ситуация: они были в Москве и при Николае II, и при Александре I. Но в связи с изменением климата все климатологи отмечают повышенную повторяемость опасных явлений — не только очень сильных осадков, но и продолжительности и частоты засушливых периодов». Он подчеркнул, что частота «нормальных дней» уменьшается, а «экстремальных» увеличивается.
«Москва пожинает плоды финансовой ситуации»
«Проблема касается не только Москвы, а, наверное, всей России, последние 15–20 лет ливневой канализации уделялось очень мало внимания,— обращает внимание господин Прокофьев.— Задача стояла в наведении порядка на улицах, чтобы они были проезжими. На это выделялось много денег, а на ливневую канализацию — минимально. Ей уделялось мало внимания не только с точки зрения строительства, но и проектирования дорог, где сток должен быть соответствующим». Сегодня, по его словам, Москва «пожинает плоды этой финансовой ситуации». «Необходимо провести исследовательские работы, понять, что с канализацией происходит,— поддержала его директор Центра градостроительных компетенций РАНХиГС при президенте РФ Ирина Ирбицкая.— И нужно учитывать при модернизации канализации города Москвы то, что бывают такие сильные осадки, динамику их изменения».
Эксперты сходятся во мнении, что продолжительные подтопления негативно сказываются на состоянии зданий и дорог. «Летние дожди характеризуются тем, что ливень идет в течение нескольких часов, улица быстро затопляется, а потом вода уходит,— напомнил господин Прокофьев.— Но если же оно будет носить длительный характер, хотя бы 10–15 часов, то возможны неприятные последствия из-за подтопления подвалов, набухания грунтов в основании дорог». Это опасно, в частности, для состояния тротуаров: они будут разрушаться, так как там «не столь мощное основание, как у проезжей части».
Представитель МАДИ, господин Чистяков, также отмечает, что вода, которая не успевает уйти через канализацию, через поры и трещины просачивается в нижние слои дорожной «одежды»: «Там она накапливается и не успевает оттуда до зимнего периода никуда уйти, потому что ниже асфальта и бетона лежат гидроизоляционные слои. Когда температура переходит через ноль — ночью замерзло, утром оттаяло — асфальтобетонное покрытие разрывается». Тротуары, по его словам, является более слабым местом, особенно если «плитка положена безграмотно»: «Можно ведь положить эту плитку, используя швы, которые есть в плитке, делая это по направлению стока. Но иногда кладут наоборот — это препятствует стоку. Зимой вода скапливается, замерзает и превращается в лед».
Госпожа Ирбицкая напомнила, что, несмотря на регулярную реконструкцию ряда участков канализации, отремонтированы не все: «Если в трубе один участок ты сделаешь нормально, а другой будет в плохом состоянии, будут два проблемных участка. Кроме того, в процессе реконструкции (улиц города в рамках программы благоустройства “Моя улица”.— “Ъ”) было много тяжелых грязей, которые оседают в трубах, уменьшают их диаметр и препятствуют тому току воды, который необходим, чтобы удалять воду с улиц». Она также отметила, что в процессе замены асфальта на улицах Москвы значительная часть ливневых решеток была перемещена или просто заасфальтирована: «Очевидно, что работали некомпетентные люди. Рабочие, конечно, не должны быть сильно компетентны, но должен быть компетентный надзор за их работой. Вот этого надзора регулярно не происходит». Ранее господин Чистяков заявлял, что при установке ливневых решеток не учитывается скорость и направление потоков воды, из-за чего они не работают.
Московские власти также называли причиной подтоплений и скопившийся в дождевой канализации строительный мусор. «Мешать водостоку действительно может накопившийся строительный мусор, но не только он,— отмечает господин Алексеев (доцент МГСУ).— Несколько лет назад в Москве применялись в качестве антигололедного реагента дробленый камень — мраморная или гранитная крошка, ее не очень тщательно убирали, и во время дождя и таяния снега она замывалась в систему канализации и откладывалась в трубах». Господин Прокофьев напомнил, что за чистотой стока должен следить «Мосводосток»: «Но у них ограниченные финансы, и они проводят эту чистку строго по определенному графику, который утверждает правительство Москвы. Здесь есть определенные сложности: график не увязан со строительными работами, которые проводятся на территории Москвы». Господин Алексеев также отметил, что мусор во время интенсивных дождей вымывается со стройплощадок, это же касается и строительных материалов (песок и гравий): «Далее это может попадать в дождевую канализацию и приводить к снижению пропускной способности».
«Но я хотел бы обратить внимание, что ни в одном городе мира нет идеальной дренажной системы,— заявил господин Вильфанд.— Какой бы город мы ни взяли, в течение года обязательно будет ситуация, когда город затопляется, это касается и Парижа, и Лондона. Что бы ни сделал “Мосводосток”, в какой-то момент все равно наступит коллапс».