"Двадцатка" жалуется на протекционизм и задержку роста
Страны G20 ищут способы разгона своих экономик
По экономической повестке завершившаяся вчера встреча лидеров стран G20 в китайском Ханчжоу мало отличалась от любого представительного заседания последних месяцев — участников волновали последствия Brexit и условия согласования Великобританией новых торговых соглашений. Темпы роста экономик, прежде всего, экспорта и инвестиций, в очередной раз были признаны недостаточными, а меры по защите национальных рынков — избыточными. Новациями года китайского председательства в "двадцатке" можно считать разве что инициативу создания глобального форума по борьбе с перепроизводством стали, а также подготовку списка "недостаточно прозрачных юрисдикций".
Восстановление мировой экономики продолжается, но его темпы по-прежнему остаются ниже ожидаемых, говорится в коммюнике по итогам встречи лидеров "двадцатки" в китайском Ханчжоу. Ключевыми рисками названы волатильность на финансовых рынках, медленный рост торговли и инвестиций, а также снижение производительности — в дополнение к геополитической нестабильности и кризису с беженцами. Участники встречи вновь пообещали использовать все средства монетарной и фискальной политики, а также структурные реформы для стимулирования роста — приняв планы поддержки инноваций и новой промышленной революции (включают защиту интеллектуальных прав, координацию в области науки и технологий). Все это делается потому, что по оценке главы ОЭСР Хосе Анхеля Гурриа, мировая экономика сейчас находится "в ловушке низкого роста" — текущие меры позволят нарастить мировой ВВП дополнительно лишь на 1% к 2018 году, а не на 2%, как было обещано главами G20 в 2014 году.
Накануне глава КНР Си Цзиньпин обозначил в качестве основной повестки встречи "борьбу с протекционизмом, который угрожает глобализации и свободной торговле". В пику заключенному в этом году соглашению о Транстихоокеанском партнерстве, содержащему условия, неприемлемые для Китая или России, в коммюнике указано, что ВТО "должна играть центральную роль в мировой торговле", а соглашения не должны носить дискриминационный характер. Для поддержки этого подхода стороны договорились до конца года ратифицировать соглашение об облегчении условий торговли, которое представляет собой итог переговоров по ранее провалившемуся Дохийскому раунду (РФ уже ратифицировал этот документ).
Фактически по экономической повестке участники встречи суммировали предложения, поддержанные ранее финансовой "двадцаткой" (министры финансов и главы ЦБ). Так, ОЭСР должна к июню 2017 года представить пострановой отчет о мерах по борьбе с уклонением от уплаты налогов и сформировать список стран, чей уровень прозрачности недостаточен. В отношении таких стран могут быть приняты штрафные санкции, говорится в коммюнике. Помимо этого, стороны пообещали в 2017 году утвердить 15-й пересмотр квот МВФ (предполагает дальнейшее увеличение доли развивающихся стран) и поддержали возможность выпуска облигаций в SDR ("валюте" фонда).
У финансистов было позаимствовано и предложение китайской стороны о создании глобального форума по борьбе с переизбытком производства на рынке стали (пока предполагается, что новая структура будет лишь следить за объемами выпуска и мерами поддержки этой отрасли в разных странах). В Китае настаивают, что проблема носит международный характер, однако фактически именно демпинг китайских компаний приводит к занижению мировых цен.
Особое внимание на встрече было приковано к участию в ней нового премьер-министра Великобритании Терезы Мэй. Она уже приступила к согласованию новых условий внешней торговли страны на переговорах с австралийским премьером Малкольмом Тернбуллом. Перспектива торгового обособления Великобритании пока скорее пугает других участников "двадцатки". Так, Япония предупредила о переводе операций своих крупнейших компаний из Лондона в континентальную Европу в случае потери доступа к единому рынку ЕС. А федеральный канцлер Германии Ангела Меркель призвала страны "противостоять соблазну" применять протекционистские меры, которые лишь затормозят рост.