Всему своя премия
В Зауралье введут денежное вознаграждение для эффективных глав муниципалитетов
Губернатор Курганской области Алексей Кокорин намерен создать в 2017 году фонд премирования глав муниципальных образований. За эффективную работу чиновники будут получать поощрение в размере до половины своей годовой зарплаты. Система оценок будет учитывать рост числа рабочих мест, ввода земель в оборот и собственных доходов территорий. Эксперты отмечают, что премирование глав в России не распространенная практика: обычно их стимулируют грамотами или новыми должностями. Денежное вознаграждение будет эффективным только при открытой оценке деятельности глав.
Вчера губернатор Курганской области Алексей Кокорин поручил создать в регионе в 2017 году фонд премирования глав муниципальных образований — сел, районов и городов. По мнению властей, это повысит заинтересованность чиновников в эффективной работе своей территории и ее развитии. Как сообщили в пресс-службе губернатора, размер поощрения может составить до половины годовой зарплаты руководителя муниципалитета. Критерии оценки эффективности работы глав разработает департамент экономического развития при участии других органов исполнительной власти. По мнению губернатора, в основу оценки должны лечь такие показатели, как увеличение количества рабочих мест, в сельском хозяйстве — рост ввода земель в оборот и собственных доходов территорий. При этом будет учтена динамика за предыдущие годы, исходные позиции.
«Есть показатели, которые значительно влияют на ситуацию в том или ином муниципальном образовании на настроение жителей. Учитывать нужно все факторы, стартовая позиция для всех должна быть одинаковой, а работа — системной», — считает Алексей Кокорин. Каким образом будет пополняться фонд, и о каких суммах идет речь в департаменте экономразвития вчера пояснить не смогли, сославшись на то, что работа только началась.
Заведующая сектором экономического развития территорий департамента экономразвития региона Ксения Коробова сообщила, что в регионе ежегодно проводится оценка эффективности органов МСУ на основании указа президента №607, по итогам которой лучшие шесть территорий получают гранты на развитие. Муниципалитеты оценивают по 40 показателям, утвержденным Минэкономразвития РФ. К ним относится уровень экономического развития, состояние дорожного хозяйства, инвестиции, предпринимательство, доходы населения и прочее. Так, по итогам 2015 года в шестерку лидеров вошли Варгашинский, Сафакулевский, Шатровский, Далматовский, Каргапольский и Мишкинский районы. К примеру, в Кургане зафиксирована максимальная концентрация бизнеса — около 398 субъектов на 10 тыс. человек населения, в Шатровском районе отмечен наибольший объем инвестиций, привлеченных в экономику — рост в 35 раз.
Руководитель Центра экономических и политических реформ (ЦЭПР) Николай Миронов отметил, что фонды премирования мэров не являются распространенной в России практикой. «Сама система поощрений мэров не нова, но обычно это делается через получение внешних преференций — грамот, включения в коллегиальные органы при губернаторах, продвижений по службе. Плюс финансовая составляющая: когда мэром довольны, ему всегда дают сверху денег в бюджет», — пояснил он. По оценке эксперта, фактическим стимулом для работы мэра являются правильно выстроенные отношения с руководством региона, когда в качестве обратной связи субъект дает дополнительные финансовые возможности. «Все равно эффективность того или иного мэра рассматривается по тому, как он выполнил бюджет и указания сверху. Основные полномочия сосредоточены на региональном уровне, у мэров мало самостоятельности. Они — просто подразделения региональной власти на местах. Если их будут премировать за хорошее выполнение указаний сверху — это обеспечит большую лояльность мэров, даст дополнительные рычаги для контроля за ними», — считает господин Миронов.
Руководитель научно-образовательного центра развития социально-экономических систем института экономики УрО РАН и Челябинского госуниверситета Сергей Гордеев пояснил, что фонд может формироваться, в том числе, за счет областного бюджета — законодательство этого не запрещает. При этом методика формирования фонда должна пройти антикоррупционную экспертизу, а процесс оценки работы глав должен быть прозрачен. «Принципиален не размер премии и не откуда она идет, а вопрос „за что?”. Само по себе премирование — это форма оплаты труда. Стимулировать за грамотное выполнение должностных обязанностей? Эта сумма заложена в зарплате, если человек не выполняет свои обязанности — его нужно увольнять. Выполнение работы сверх должностных обязанностей? К примеру, за продвижение социально значимых проектов, показателей ЖКХ. Это направление достаточно разумное», — считает экономист.
«Кокорин — сам работник муниципалитета в прошлом (глава Шадринска с 1996 по 2014 годы. — „Ъ”). Он прекрасно понимает, с какими задачами сталкиваются главы, знает всю кухню изнутри. То, что он действует открыто и прозрачно, на мой взгляд, надо приветствовать. В противном случае, некоторые нерадивые главы пытаются подпольными способами сами себя стимулировать. Это недопустимый вариант. А то, что предлагает губернатор, вполне приемлемо», — считает политолог Анатолий Гагарин.