Российские комплектующие поедут в Европу
Петербургский завод Nissan начинает экспорт
Nissan перестанет поставлять бамперы в Европу из Японии и начнет экспортировать их со своего петербургского завода. Это один из первых примеров организации поставок автокомпонентов из России на экспорт. Но, по мнению экспертов, нельзя говорить о том, что из-за девальвации рубля наметилась тенденция к наращиванию экспорта компонентов: в массе своей иностранные автоконцерны не спешат переходить на поставщиков РФ, которым препятствует отсутствие локализации субкомпонентов.
Nissan начнет экспортировать в Европу передние и задние бамперы на Nissan X-Trail со своего петербургского завода, объявила вчера компания. Более того, завод планирует существенно нарастить производство этого вида продукции. Так, на заводе сейчас выпускаются восемь видов бамперов для всех четырех моделей предприятия (X-Trail, Qashqai, Pathfinder и Murano), объем поставок на российский рынок — 4-5 тыс. бамперов в год, а до конца года на экспорт компания рассчитывает реализовать порядка 6 тыс. бамперов для X-Trail. В 2017 году объем экспорта должен составить около 10 тыс. бамперов.
Как заявляют в Nissan, запуск экспорта из Петербурга позволит "значительно" сократить стоимость детали по сравнению с ее аналогом, поставляемым из Японии,— даже с учетом того, что для отливки бамперов в России используется импортное сырье из Нидерландов. Глава завода Дмитрий Михайлов отметил, что за началом экспортных продаж бамперов "последуют не только другие детали, но и автомобили в сборе". В компании добавляют, что изучается возможность экспорта сервисных металлических деталей (дверей, капотов) на модели X-Trail и Qashqai.
Владимир Беспалов из "ВТБ-Капитала" отмечает, что, в отличие от концернов с площадками в Калуге или Татарстане, у Nissan в Петербурге рядом порт, обеспечивающий хорошую логистику при поставках в Европу и относительно низкие издержки. Кроме того, начав экспорт запчастей, компания увеличит загрузку мощностей и сэкономит на постоянных издержках, говорит эксперт. Однако, по его словам, такой пример экспорта — пока скорее локальный случай, чем тенденция: компонентная база в России недостаточно развита.
На данный момент в России действительно есть лишь единичные случаи экспорта автокомпонентов. В Ford Sollers рассказали, что глобальный Ford закупает в России алюминиевые детали. Изначально экспортно ориентированное производство шин — в Петербурге у Nokian Tyres (в 2015 году 60% продукции отпущено на экспорт); СП Mazda и "Соллерс" собирается строить завод по выпуску двигателей на экспорт в Приморье. В июне в VW Group "Ъ" говорили, что для развития базы поставщиков нужны инвестиции, которые окупятся только при высоких объемах выпуска.
По данным "Автостата", в первом полугодии петербургский завод Nissan нарастил производство на 14%, до 16,8 тыс. машин, во многом за счет выпуска популярных моделей Qashqai и X-Trail. Локализация производства завода в 2015 году составляла около 40%, но, по словам Владимира Беспалова, с учетом девальвации показатель мог существенно поменяться в зависимости от доли импорта у субпоставщиков.
Интеграция продукции компонентов и машин из РФ в глобальные цепочки поставок — одна из ключевых идей в стратегии развития автопрома. Но, по словам главы автомобильной практики EY Андрея Томышева, говорить о существовании такой тенденции пока нельзя. Основная проблема, по его мнению,— это отсутствие базы поставщиков второго и третьего уровня; помимо этого, компаниям мешают развиваться в РФ высокие валютные риски и более длинная, чем в других странах, окупаемость проектов.