В воронежском музее имени Крамского открылось сразу две выставки
2 сентября в Воронежском областном художественном музее имени Крамского открылась выставка «Эрнст Неизвестный. Возвращение в Россию. Избранные произведения из коллекции Феликса Комарова» — первая выставка работ всемирно известного скульптора после его смерти 9 августа. Экспозиция заняла весь выставочный зал музея и стала практически полным (без нескольких работ) повторением прошедшей в начале зимы в московском Манеже экспозиции «Эрнст Неизвестный. Возвращение в Манеж. Из коллекции Феликса Комарова». Все так же превалирует графика, скульптура представлена по большей части на огромных фотографиях, а непосредственно небольших монументов около десятка, и не все из них «эталонные». Дополнительный интерес вызывают работы, представленные одновременно в графике и скульптуре, позволяющие увидеть замысел и конечный результат. Кроме того, в экспозиции представлена немногочисленная живопись (напоминающая раскрашенные скульптурные эскизы), а также копии архивных фотографий с сопровождающими их комментариями. На открытии присутствовал воронежский губернатор Алексей Гордеев, который признался, что видел выставку в Манеже и «был глубоко поражен»: «Это не только признанный великий мастер во всем мире, но я бы отметил, что это человек несгибаемой воли. Человек, который всегда открыто говорил все, что думал, и мог противостоять любым официальным авторитетам. Можно сегодня сказать, что Эрнст Неизвестный — это человек мира и великий гражданин нашего Отечества». Феликс Комаров отметил, что выставка в Воронеже состоялась благодаря поддержке господина Гордеева. В Воронеже она задержится на месяц, а затем отправится в другие города России.
Куда меньший ажиотаж вызвало открытие выставки «Модель — Фотография. Живопись. Скульптура», состоявшееся несколькими днями ранее. На ней представлены работы в жанре ню хорошо известных в регионе фотографа Владимира Голуба, художника Алексея Загородных и скульптора Юрия Астапченко. Причем фотограф некоторые свои работы как бы маскирует под живопись, скрывая голую правду эффектами графических редакторов. Сформировавшийся под влиянием французских импрессионистов и немецких экспрессионистов Алексей Загородных предлагает более интригующие ракурсы и интересные сюжеты. Небольшие скульптуры (половина из них незатейливо названа «Купальщица») Юрия Астапченко также не совсем нагие — их герои чаще всего держат какой-либо элемент одежды.