Дуэль в кустах
Самая ожидаемая российская премьера — фильм «Дуэлянт»
Сентябрь завершается премьерой российского фильма: на экраны выходит "Дуэлянт" Алексея Мизгирева, остросюжетная драма из жизни Санкт-Петербурга XIX века.
"Дуэлянт", 2016, Россия, 110 мин.
Режиссер: Алексей Мизгирев.
В ролях: Петр Федоров, Владимир Машков, Юлия Хлынина, Франциска Петри, Сергей Гармаш, Александр Яценко, Юрий Кузнецов, Юрий Колокольников, Мартин Вуттке.
Продюсеры: Александр Роднянский, Сергей Мелькумов.
"Нон-стоп продакшн", WDSSPR Sony.
Бюджет: 725 млн руб.
Во всех главных ролях — именитые и талантливые актеры, от Петра Федорова и Владимира Машкова до немецкого артиста Мартина Вуттке. Режиссер (он же автор сценария) известен серьезными картинами "Бубен, барабан" и "Конвой", которые отмечены разнообразными кинопремиями. Продюсировали "Дуэлянта" заслуженные мастера своего дела Александр Роднянский и Сергей Мелькумов. Главный оператор Максим Осадчий, композитор Игорь Вдовин, художник-постановщик Андрей Понкратов — тоже все, как один, заметные величины в киноиндустрии.
При таком наборе персоналий ожидания, связанные с фильмом, весьма значительны. И первые отзывы критиков, в том числе зарубежных (фильм показали на фестивале в Торонто), указывают на то, что ожидания сбываются с большим запасом. Так что можно аккуратно порадоваться: в немногочисленной компании отечественных постановок, за которые ни секунды не стыдно (как минимум), кажется, пополнение.
Судя по трейлерам и скупым на спойлеры рецензиям, нас ожидает погружение в Петербург 1860-х, где натура а-ля Достоевский ловко перемешалась с авантюрным романом в стиле Эжена Сю. Плюс явные отсылки к "Графу Монте-Кристо" Дюма и визуальные поклоны Гаю Ричи с его экранизацией "Шерлока Холмса". Критики указывают, что "Дуэлянт", помимо того что является качественным интересным зрелищем,— первая за многие годы попытка оживить наше культурное наследие XIX века, где дуэль не только путь для восстановления оскорбленного достоинства, но и способ встретить злую судьбу, сплошь и рядом подстерегающую значимых литературных героев. В фильме дуэль фигурирует в обеих ипостасях, чем вносит известное разнообразие в список сюжетных обстоятельств.
Чаще всего создатели фильмов прибегают к дуэли, когда главному герою необходимо одолеть самого сильного антагониста — "пройти финального босса", если выражаться терминами из видеоигр. Примерно так же часто центральный персонаж истории жаждет мести и именно поэтому ищет поединка лицом к лицу. Мотивы эти понятны практически любому зрителю, потенциальная зрелищность такого рода эпизодов высока, и это заставляет киноделов регулярно обращаться к дуэли. А киноманов — составлять списки наиболее искусно исполненных поединков.
Фильмы, попадающие в них, не обязательно успешны в плане сборов или коэффициента кассового успеха (ККУ). Так, схватка между Человеком в Черном и Иниго Монтойей из "Принцессы-невесты" Роба Райнера постоянно фигурирует в дуэльных рейтингах. Но картина 1987 года не смогла много заработать — сумма сборов остановилась на отметке $30,9 млн. А из-за приличного для своего времени бюджета $16 млн ККУ получился всего 1,93.Тем не менее в дуэльных списках хватает картин, которые значительно перекрыли финансовые вложения. И из них можно составить приличный топ-5.
Замыкать его будет "Убить Билла. Фильм 1" Квентина Тарантино. Режиссер, нарядивший Уму Турман в желтый тренировочный костюм, как у Брюса Ли в "Играх смерти", для сцены поединка на мечах с Люси Лью припомнил постановку 1973 года "Госпожа Кровавый Снег" Тосии Фудзиты. Кладезь цитат из фильмов о единоборствах, первый "Убить Билла" без труда собрал $180,9 млн. Сняли же его за $30 млн, отсюда достойнейший ККУ 6,03.
На одну позицию выше забралась "Матрица" братьев Вачовски. В ней предостаточно единоборств и отменно снятой стрельбы, но кульминация эстетически выверенного мочилова — дуэль Нео и агента Смита в подземке. Поединок человека и машины с использованием огнестрельного оружия, рук, ног и проходящего мимо поезда окончился триумфом белковой формы жизни. Зрители, разделив с главным героем радость победы, поддержали проект кошельком: постановка за $63 млн заработала $463,5 млн, а это дает бодрящий ККУ 7,36.
Впрочем, у другой пары всемирно известных противников, Люка Скайуокера и Дарта Вейдера, с точки зрения финансов получилось получше. Их поединок (чрезвычайно драматичный в силу почти всем известных причин) содержится в пятом эпизоде "Звездных войн" — "Империя наносит ответный удар" Ирвина Кершнера. Возможно, хореография боя у Вачовски разнообразнее, зато записи в бухгалтерских книгах "Звездных войн" однозначно более впечатляющие: $33 млн бюджета против $538,4 млн заработка, что означает прекрасный ККУ 16,31.
С обитателем второго места имеет место известная натяжка — в схватке, из-за которой его так ценят любители кинопоединков, участвуют не двое, а трое. Тем не менее эпизод настолько завораживающий, что на досадное обстоятельство обычно закрывают глаза. В кассе "спагетти-вестерна" "Хороший, плохой, злой" Серджо Леоне — всего $25,1 млн. Но расходы на производство скромны — $1,2 млн, так что ККУ достиг 20,91 пункта. Сцена на кладбище — нестареющая классика, настоящее "мексиканское противостояние": ни один из троих участников не может нажать на спуск, не поставив свою жизнь под угрозу. Неудивительно, что эпизод попадает в каждый первый тематический список.
Про фильм, занимающий первое место, можно повторить многое из сказанного про вестерн Леоне — он тоже классика и тоже попадает во все списки. Ну а с точки зрения разрыва между потраченным и заработанным даст огромную фору всему текущему топ-5. "Путь дракона" Брюса Ли был снят за 130 тыс. гонконгских долларов. Эта валюта как раз в год выхода картины, в 1972-м, получила твердую привязку к американской по курсу 5,65 к 1, то есть бюджет составил $23 тыс. Совокупные заработки постановки в Гонконге, США и Канаде потянули на $6,13 млн, так что ККУ получился запредельный — 266 пунктов. А главный поединок в "Пути дракона", конечно, битва Брюса Ли и Чака Норриса в Колизее при периодическом участии миляги котенка.