«В нынешних российских условиях найти компромат можно на любого»
Реплика Дмитрия Дризе
В Москве прошли задержания топ-менеджеров, близких к миллиардеру Виктору Вексельбергу. Это управляющий директор группы «Ренова» Евгений Ольховик и гендиректор подконтрольной ей компании «Т-Плюс» Борис Вайнзихер. 6 сентября, возможно, решится вопрос об их аресте. Бизнесмены подозреваются в даче крупных взяток бывшему руководству Республики Коми. Ранее ее возглавлял Вячеслав Гайзер, который сейчас находится под стражей. Многие наблюдатели называют всю эту историю атакой на активы Вексельберга. Политический обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Дризе не исключает нового передела собственности.
По делу проходят управляющий директор группы «Ренова» Евгений Ольховик, гендиректор «Т Плюс» Борис Вайнзихер. Они уже задержаны. Третий фигурант — гендиректор «Вымпелкома» Михаил Слободин, по данным источников СМИ, он находится в Лондоне. Все трое являются крупнейшими российскими топ-менеджерами и предпринимателями. Кроме того, и это, может быть, является главным — все они близки к владельцу упомянутой «Реновы» олигарху Виктору Вексельбергу, который пока в деле не фигурирует. А Вайнзихер, плюс к этому, еще и бывший соратник Анатолия Чубайса.
Негласно считается, что высокое положение фигур вроде Вексельберга, их встроенность в вертикаль является гарантией от неприятностей с уголовными делами. Однако по тем же неписанным правилам преследование соратников есть сигнал самому олигарху — им недовольны, или он серьезно провинился, или не выполняет некого предписания. В целом — находится на грани опалы. Кроме того, по той же формуле силовики вряд ли смогут прийти в компанию того же Вексельберга без санкции сверху. В данном случае она фактически была получена, причем как бы официально, через федеральные каналы, что может быть еще хуже. К президенту на прием пришел нынешний глава Коми Сергей Гапликов и попросил помощи правоохранителей, чтобы обеспечить подготовку к отопительному сезону. Руководитель жаловался на бывший «КЭС Холдинг», ныне «Т-Плюс» Виктора Вексельберга:
— Они всю эту энергосистему вместо того, чтобы начать работать, вывели в отдельное ООО, которое в Воркуте находится, и приняли решение продать его на публичных торгах вместо того, чтобы привести его в порядок. В связи с этим я хотел попросить дать поручение правоохранительным органам разобраться, в чем же там причина.
— Обязательно. Безответственность должна быть пресечена.
В продолжение темы неписаных правил, есть известный тезис о том, что в нынешних российских условиях найти компромат можно на любого, тем более, на крупного бизнесмена или топ-менеджера, что, собственно, не означает их невиновности. Что касается Вексельберга, то он не просто олигарх, он еще и президент фонда «Сколково», некогда крупнейшего проекта президента Дмитрия Медведева. Три года назад в этом самом фонде уже были обыски по делу о растрате. Говорили о том, что фонд занимается не своим делом, лезет в политику и даже пытается финансировать оппозицию. Все это связывали с атакой на активы Виктора Феликсовича. Политолог Павел Салин напоминает о том, что арест экс-главы Коми Вячеслава Гайзера называли как раз ударом по Вексельбергу.
«Зашли через региональные поля, в первую очередь, через Республику Коми, которая была одним из опорных регионов для группы "Ренова". Арест Гайзера означал, что пытаются получить информацию на Вексельберга. И мы видим, что определенная информация получена, и дан новый импульс этому уголовному делу, в котором могут появиться более высокие фигуранты», — отметил в эфире «Коммерсантъ FM» Салин.
В Коми действительно сложилась сложная ситуация вокруг воркутинских электростанций. Собственники не смогли их должным образом модернизировать, возник конфликт с властями и потребителями. У каждого, как обычно в таких ситуациях, своя правда. Есть в деле еще один аспект: случаен ли тот факт, что задержанный Борис Вайнзихер — в прошлом соратник Чубайса, а также идеолог энергореформы под руководством последнего? Именно в результате этих во многом революционных преобразований частная компания «КЭС Холдинг» смогла стать владельцем госэнергоактивов. Теперь же есть тенденция, что нужно как бы слегка развернуться, что под государством и, главное, с его топ-менеджментом все-таки надежней.
Вечером 5 сентября стало известно, что один из фигурантов дела — Михаил Слободин — покинул пост гендиректора «Вымпелкома». Об этом заявили в самой компании.