Петр Порошенко говорит о мире и готовится к войне
Президент Украины рассказал о важности «нормандского формата» и «военной угрозе с востока»
Президент Украины Петр Порошенко, выступая в Верховной раде, заявил, что «Россия постоянно наращивает военное присутствие» на границе с его страной, и отметил важность укрепления обороноспособности и готовности к «полномасштабному вторжению в любое время». В то же время господин Порошенко утверждает, что Украина «больше всех заинтересована в сохранении “нормандского формата” переговоров по Донбассу, а также в продолжении переговоров в Минске». Президент резко раскритиковал украинских политиков, выступающих против такого подхода.
Осенний политический сезон в украинском парламенте начался со скандала. Выступление президента Украины на открывшейся сегодня сессии Верховной рады впервые прошло в полупустом зале. Ряд депутатов от «Оппозиционного блока», «Самопомощи» и других фракций во время выступления президента отправился в буфет, обсуждая, что «нет смысла слушать, как президент сейчас 15 минут будет денег просить». Часовое выступление Петра Порошенко было скорее рассчитано на глав дипломатических ведомств, прибывших на открытие сессии. Тема помощи со стороны Запада действительно была поднята, но не сразу.
Президент Украины начал выступление с перспективы украинского благосостояния. Для него, по словам Петра Порошенко, нужны три составляющие — «мир, безопасность и реформы». «В условиях, когда агрессия России против Украины все еще продолжается, а военная угроза с востока является самым сложным стратегическим вызовом, вопрос национального единства и политической консолидации — это вопрос жизни и смерти для нашей страны,— продолжил господин Порошенко.— Это, собственно, главное, что я хотел бы сказать».
При этом способ достижения мира на востоке страны Петр Порошенко рассматривает только один — соблюдение минских соглашений и переговоры в «нормандском формате». В этом сегодняшнее выступление украинского президента было полностью созвучно вчерашнему выступлению президента России Владимира Путина на закрытии саммита G20 в Ханчжоу. «Что касается “нормандского формата”, хорошо это или плохо, но другого варианта хотя бы предпринять попытки урегулирования (конфликта в Донбассе.— “Ъ”) нет. Поэтому, конечно, Россия этот формат будет поддерживать»,— сказал вчера господин Путин. «Мы даем себе отчет: военного варианта решения проблемы территориальной целостности не существует, это очевидно,— сказал, в свою очередь, Петр Порошенко.— Путь к началу этого процесса, по нашему мнению и мнению наших партнеров, открывает только минский процесс. Мы более, чем кто-либо, заинтересованы в его продолжении, как и в сохранении “нормандского формата”»,— добавил он. При этом господин Порошенко осудил украинских политиков, выступающих против политико-дипломатического пути урегулирования конфликта на востоке страны. «Для меня эта философия неприемлема, так не будет. При таком подходе не будет ни мира, ни территории»,— сказал президент Украины.
Как заявил господин Порошенко, Украина придерживается минских соглашений и это уже позволило ей добиться дипломатических успехов — убедить Евросоюз, США, Канаду, Японию, Австралию и многие другие страны мира продлить экономические санкции против России. «При этом я подчеркиваю, что мы не уступили ни одной принципиальной для Украины позиции»,— заверил он.
Кроме того, Петр Порошенко вновь заявил об угрозах со стороны России, причем не только военных, но и экономических. «Россия осуществляет еще и экономическую агрессию. В начале десятилетия почти треть украинского экспорта шла на российский рынок. Доля России в украинском экспорте составляет теперь 9% с тенденцией к дальнейшему падению»,— сказал он, добавив, что из-за этого Украина уже потеряла не менее $15 млрд. «Наша цель — содействие укреплению обороноспособности Украины путем оптимизации военно-технического сотрудничества, передача военных технологий, предоставление нам летальных видов оружия, как минимум в случае полномасштабного вторжения со стороны РФ, которое мы, конечно, не исключаем и к которому мы твердо должны быть готовы в любое время»,— добавил украинский президент, признавшись, что «не хотел бы ни мобилизации, ни военного положения».
Защиту от российского вторжения украинский президент по-прежнему видит в «западных партнерах», хотя и утверждает, что главное — опора на собственные силы. «Сейчас выполняется более 40 импортных контрактов на поставку в украинскую армию разных средств обороны на общую сумму $1,5 млрд,— сказал господин Порошенко.— Но в целом понятно, что в обороне Украина в первую очередь должна опираться сама на себя, на собственную армию, на собственный военно-промышленный комплекс, как когда-то был лозунг “свой к своему за своим”». Такой подход, по словам украинского президента, уже привел страну к значительным успехам. «Наши герои-добровольцы отбивались от врага голыми руками. Не было бронетехники, не было оружия, не было защищено наше воздушное пространство, и подчеркиваю — теперь все иначе. Пусть только сунутся»,— заверил он.
При этом, по словам господина Порошенко, Запад недооценивает опасность, которая исходит со стороны России. В качестве примера возможных последствий он привел попытки стран Европы «усмирить Адольфа Гитлера» перед началом Второй мировой войны. «В течение ближайшего года в ряде европейских стран в результате выборов к власти могут прийти если не крайние, то такие политические силы, которые склонны к компромиссам с Кремлем,— предостерег украинский президент.— А лучшей политикой по агрессору считают умиротворение. Пример Мюнхена никого не научил. И они готовы входить в положение Путина с таким же энтузиазмом, с которым западные лидеры ходили и пытались понять Гитлера».
Янина Соколовская, Киев; Кирилл Кривошеев