На долгую память о судимости
Андрея Тарасова сняли с выборов в заксобрание Нижегородской области
Вчера Нижегородский областной суд впервые за эту предвыборную кампанию отменил регистрацию кандидата-единоросса — выдвиженца по Нижегородскому району Нижнего Новгорода Андрея Тарасова. Его соперник из Партии роста доказывал, что единоросс при подаче заявления в избирательную комиссию скрыл судимость 2004 года: тогда Андрея Тарасова как бывшего главу Советского района осудили за поборы с коммерсантов. Представители Андрея Тарасова и ТИК Нижегородского района настаивали, что незадолго до регистрации кандидат донес справку о судимости, дополнив сведения о себе. Однако суд поверил доказательствам того, что это заявление каким-то неизвестным образом попало в документы комиссии позже, чем было датировано.
Снятия с выборов в законодательное собрание Нижегородской области действующего депутата Андрея Тарасова добивался его конкурент по одномандатному избирательному округу №7, кандидат от Партии роста адвокат Михаил Гаранин. В административном иске он сообщил, что Андрей Тарасов при подаче в районный избирком заявления о согласии баллотироваться не указал сведения о старой судимости. Напомним, в апреле 2004 года Андрея Тарасова осудили за то, что он, будучи главой администрации Советского района, вынудил предпринимателей пожертвовать на ее нужды 60 тыс. руб. Экс-главу района признали виновным в злоупотреблении должностными полномочиями, но от наказания освободили.
Спустя 12 лет, баллотируясь в депутаты законодательного собрания при поддержке «Единой России», господин Тарасов, по словам его представителя, про эту судимость при подаче заявления то ли забыл, то ли не разобрался, нужно ли ее вообще указывать в документах. Основной довод защиты единоросса заключался в том, что 19 июля, за четыре дня до регистрации кандидатом, он уточнил, что судимость у него была, принеся в избирком соответствующее заявление. Его оппонент Михаил Гаранин доказывал, что это «подложная справка», которая никак не могла быть подана до дня регистрации. «22 июля, когда Тарасова зарегистрировали кандидатом, сведения о судимости указаны не были. Их не было на сайте избиркома и в системе „ГАС Выборы“ вплоть до 29 августа. В этот день все кандидаты согласовывали текст избирательного бюллетеня, подпись Тарасова на проекте бюллетеня была, а данных о его судимости не было. Он, видимо, опять забыл указать ее, как и забыл указать в биографической справке, данные которой используются для изготовления информационных щитов для избирателей. Таким образом, он дважды пытался скрыть свою судимость», — говорил на суде истец из Партии роста.
Представители Андрея Тарасова и ТИК Нижегородского района доказывали, что бюллетени для выборов в части указания судимости господина Тарасова уже исправлены, а биографическая справка кандидата — вообще не юридический документ, а просто обобщенная краткая анкета для удобства членов избирательной комиссии. Тогда суд решил выяснить, как и когда в избирком попало уточненное заявление Андрея Тарасова о наличии судимости, датированное 19 июля. Допрошенные председатель и секретарь комиссии ничего пояснить не смогли, сообщив, что на приеме документов в этот день не работали, но заявление кандидата должно было быть зарегистрировано во входящих документах. В запрошенных судом журналах ТИК Нижегородского района о графиках дежурств и регистрации входящих документов за 19 июля никаких данных о заявлении единоросса не оказалось.
Защита Андрея Тарасова долго доказывала, что районная избирательная комиссия вообще не регистрирует документы, сдаваемые всеми кандидатами, а журнал предназначен для ведения переписки с облизибиркомом и различными организациями. Представители НРО «Единой России» возложили всю ответственность на «халатность и недоработки» членов ТИК, заявив, что их кандидат своевременно уточнил данные о судимости, а следить, как они вносятся в документы комиссии и систему «ГАС Выборы», — точно не его дело. При этом единороссы сообщили, что знали о судимости Андрея Тарасова в начале июля, когда выдвигали его кандидатом, но не информировали об этом избирком, так как форма партийной анкеты вообще не предусматривает этих данных.
Прокурор, напротив, просил иск о снятии с выборов Андрея Тарасова удовлетворить, посчитав, что датированное 19 июля заявление кандидата «не было своевременно получено избирательной комиссией». Против ответчиков в лице ТИК сыграли и два противоречивых ответа, полученные из информационного центра УМВД области: в первой справке полиция сообщила, что судимости у единоросса нет, а во второй — что она имеется.
В итоге суд отменил регистрацию Андрея Тарасова кандидатом в депутаты заксобрания, огласив только резолютивную часть решения. Истец Михаил Гаранин просил также вынести частное определение «о фальсификации заявления» единоросса и направить материалы в правоохранительные органы, но суд ему в этом отказал. Судья также предупредил представителя Андрея Тарасова об ускоренных сроках обжалования в связи с днем выборов 18 сентября. Последний срок подачи апелляционной жалобы у единоросса в Верховный суд РФ истекает 12 сентября.
Если вышестоящая инстанция подтвердит решение облсуда, на выборах в законодательное собрание по Нижегородскому району сложится интересная ситуация. Ранее суд по формальным основаниям отменил регистрацию кандидата от КПРФ Максима Буланова. Однако самовыдвиженцами на избирательном округе № 7 выдвинулись Александр Буланов и Александр Тарасов, однофамильцы обоих снятых судом кандидатов. Кроме того, в центральном районе города баллотируется охранник Денис Вороненков, полный тезка депутата-коммуниста Госдумы РФ, баллотирующего в российский парламент. С исключением коммуниста и единоросса возрастают шансы на мандат депутата заксобрания не только у их однофамильцев, но и у других кандидатов, среди которых справоросс Алексей Якимов и эколог Асхат Каюмов от «Яблока».