Сценический долгожитель
Умер Павел Хомский
На 92-м году скончался один из старейших российских режиссеров, художественный руководитель московского Театра имени Моссовета Павел Хомский.
Павел Хомский был награжден судьбой не только физическим, но и продуктивным творческим долголетием: его последний спектакль на сцене Театра имени Моссовета был поставлен совсем недавно. А начал он профессиональную деятельность еще в конце 1940-х годов. Окончив студию при Оперно-драматическом театре имени Станиславского, он уехал в Ригу, где работал сначала в Русской драме, а потом и в рижском ТЮЗе, где вскоре стал главным режиссером. Позже руководил Ленинградским театром имени Ленинского комсомола, и только потом уже навсегда вернулся в Москву.
С 1965 по 1973 год Хомский руководил Московским ТЮЗом, и именно он заставил ходить в детский театр многих взрослых — режиссер сознательно уводил репертуар от безоблачных утренников для учащихся младших классов. Он ставил весьма острые по тем временам спектакли, некоторые из которых родители обсуждали с детьми, понизив голос: они казались даже слишком смелыми.
В середине 1970-х Юрий Завадский пригласил Хомского в Театр имени Моссовета. Сначала он работал очередным режиссером, а после смерти Завадского, в 1985-м, возглавил театр с блестящей труппой и оставался его руководителем (сначала как главный режиссер, а потом и как худрук) до последних дней своей жизни. Театр имени Моссовета известен как один из самых стабильно работающих российских театров, который никогда не сотрясали скандалы или конфликты, в котором довольно гармонично проходила смена поколений,— и в этом была огромная заслуга именно Павла Хомского, своим спокойствием и интеллигентностью всегда умевшего сфокусировать труппу и весь театр на решении исключительно творческих задач.
Будучи настоящим профессионалом, Хомский ставил авторов классических и современных, он никогда не «застревал» на каком-то одном жанре, умело подбирая ключи и к инсценировкам классической прозы, и к романтическим драмам, и к шекспировской трагедии, и к современным сатирическим или ироническим комедиям. Будучи тонким и опытным педагогом, он умел объединять в своих спектаклях и актеров совершенно разных школ — охотно работал и с великими мастерами, и с вчерашними студентами. Впрочем, сказать, что все свои долгие «моссоветовские» годы он был лишь тщательным, добротным традиционалистом, тоже будет неверным. Тем, кто сегодня заполняет залы на популярных мюзиклах, хорошо бы знать, что именно Хомский был едва ли не первым, кто отважился в России поставить на сцене драматического театра настоящий мюзикл — еще во второй половине 1980-х он сделал в Театре имени Моссовета спектакль «Иисус Христос — суперзвезда», на многие годы ставший лидером кассовых сборов. Режиссер и впоследствии неоднократно и успешно обращался к жанру музыкального спектакля.
Павел Хомский был настоящим строителем театра. Он никогда не боялся конкуренции — и охотно приглашал в Театр имени Моссовета других режиссеров, не ревнуя и не меряясь с ними лаврами, потому что успех любого спектакля был и его собственным успехом. Он являл собой уникальный тип деликатного и умного лидера, знающего, что театр не с него начался и не на нем закончится. Хочется сказать: сейчас таких уже не делают.