Губернаторам разрешат отказываться от лишних обязанностей
Минюст определил основания для изъятия госполномочий у регионов
Минюст подготовил законопроект, позволяющий изымать у субъектов РФ переданные им госполномочия, если они исполняются ненадлежащим образом, в связи со стихийными бедствиями, выполнением мероприятий, связанных с обороной страны, а также по заявлению главы региона. Во всех случаях полномочия должны быть возвращены федеральному органу власти вместе с их финансированием, причем в месячный срок. Ту же систему введения внешнего управления Минюст предлагает ввести и для муниципалитетов. Эксперты опасаются, что деньги федеральные органы власти "заберут, а обязанности оставят регионам".
Поправки Минюста к ст. 26.3 закона "Об общих принципах организации законодательных и представительных органов госвласти субъектов РФ" должны урегулировать механизм изъятия делегированных субъектам РФ госполномочий (всего их 117 — в сфере лесных отношений, охоты, животного мира, обязательного медстрахования и др.). Минюст нашел "пробелы правового регулирования" в порядке передачи полномочий регионам, в частности "отсутствие формально определенных оснований и механизмов" их изъятия "Во многих законодательных актах есть указания, что они изымаются "в случае необходимости"",— отмечается в пояснительной записке.
В размещенном на правительственном портале проекте Минюст определяет, что изъять госполномочия можно в случае "ненадлежащего исполнения или неисполнения их властями субъектов РФ по представлению федерального органа исполнительной власти" (министерства, федеральные службы или агентства). Представление в правительство готовится по итогам "проведения мероприятий по контролю за осуществлением этих полномочий, мониторинга эффективности их реализации". Также изъять полномочия у регионов можно в связи со стихийными бедствиями или катастрофами. Внешнее управление можно ввести, когда нужны "координация и взаимодействие" федеральных и региональных властей, иных органов и организаций при реализации "мероприятий, направленных на выполнение международных обязательств, научных и спортивных мероприятий, памятных событий, масштабных инвестиционных проектов и мероприятий по обеспечению обороны и безопасности страны". Например, пояснил "Ъ" источник в Минюсте, сейчас рассматривается предложение Самарской области о временном перераспределении полномочий в области госэкспертизы проектной документации стройобъектов для проведения чемпионата мира по футболу 2018 года. Наконец, полномочия могут быть изъяты по просьбе глав регионов. Изъятие производится нормативными правовыми актами президента или правительства "не более чем на два года" (п. 10 ст. 26.3 закона об организации региональных властей).
При этом, как только будет принято решение об изъятии госполномочий, субъекты РФ, согласно законопроекту Минюста, должны будут в месячный срок вернуть неизрасходованные бюджетные деньги, полученные на их исполнение. Такую же поправку — о возврате бюджетных средств на выполнение полномочий в случае их изъятия — Минюст предлагает внести в ч. 6.2 ст. 19 закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Причем Минюст настаивает на том, что "урегулирование данных правил" в обоих законах "необходимо до появления соответствующих норм в Бюджетном кодексе РФ".
Глава города Троицка Владимир Дудочкин считает "естественным", что полномочия регион заберет у муниципалитета вместе с деньгами, "это меченые деньги". "Мы же не можем тратить субвенции, выделенные на школы, на благоустройство",— говорит он. Экс-губернатор Тюменской области Леонид Рокецкий считает, что МСУ и возвращать нечего, "регионы передали им загсы, а деньги забыли". Он считает правильным, если "за пожары и наводнения будет отвечать федеральный центр". Однако господин Рокецкий опасается, что министерства деньги у регионов отберут, а обязанности вместо них исполнять не будут. "Надо сначала попробовать в двух-трех регионах этот механизм",— говорит он.
Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев считает, что изъятие полномочий у регионов и МСУ уместно в условиях чрезвычайных ситуаций, но его настораживает, что "определять, надо ли отбирать полномочия, будет тот орган власти, который потом и получит их вместе с деньгами". Он пояснил "Ъ", что в условиях кризиса "денег в регионах заведомо мало, губернаторы выбивают в Минфине субвенции, залезают в долги, чтобы в том числе выполнить майские указы президента, и неизвестно, потянут ли федеральные ведомства эти обязанности".