«У "Единой России" получилась предвыборная кампания от противного»
Реплика Дмитрия Дризе
В Евросоюзе обеспокоены решением Москвы признать «Левада-центр» иностранным агентом. С аналогичным мнением выступил и Совет Европы. Тем временем Владимир Путин встретился с активом «Единой России». Ранее президент признал, что рейтинг власти действительно падает, о чем также сообщал «Левада-центр». Политический обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Дризе считает, что история с «Левадой» вполне вписывается в ход предвыборной кампании «Единой России».
Причисление «Левады-центра» к иностранным агентам ожидаемо обернулось скандалом. Либеральное сообщество внутри страны обвиняет власть в давлении на фактически последний независимый авторитетный центр изучения общественного мнения. Евросоюз также предсказуемо не остался в стороне, выразив обеспокоенность в связи с решением Минюста России.
Считается, что «Леваду» сгубил последний опрос о падении рейтинга «Единой России» с 39% до 31%, что накануне выборов можно считать серьезной проблемой для партии власти. Кстати, даже по официальным данным ФОМа, уровень поддержки «Единой России» также не впечатляет — 42%. Это уже не явное большинство в Госдуме. Примечательно, что Владимир Путин признал снижение рейтинга «Единой России», но объяснил это ходом предвыборной кампании и критикой со стороны оппозиционных партий. Стоит также напомнить, что Кремль обещал чистые и прозрачные выборы, где каждый участник получит тот результат, который заслужил.
При всем этом нельзя не обратить внимания на то, что правительство во главе с лидером единороссов Дмитрием Медведевым прямо перед голосованием обнародовало целый пакет непопулярных мер. В частности, буквально только что решили в очередной раз заморозить накопительную часть пенсий. А до этого сначала отменили индексацию, но затем все-таки решили заменить ее одноразовой выплатой, что по большому счету очень похоже на подачку. Также остается неясным вопрос с зарплатой учителям, которым ранее советовали «идти в бизнес». Вот и «Левада-центр» признали иностранным агентом, а затем стали говорить, что это никак не помешает проводить независимые исследования общественного мнения. Проводить-то можно, однако официальные СМИ сразу укажут, что голос Госдепа пытается скомпрометировать российский выборный процесс.
В целом у главной партии страны получилась несколько необычная предвыборная кампания — как бы от противного. Обычно под выборы обещают, а здесь скорее наоборот — говорят, что ничего хорошего не ждите. Если до голосования происходит такое, то страшно предположить, что же будет после. Впрочем, вмешался президент — обещал, что пенсии все-таки проиндексируют к 2017 году. Это как бы надежда на то, что через год будет лучше. И даже «закон Яровой» могут поправить, а учителей будут информировать о зарплатах человеческим языком.
Пока непонятно, как это отразится на рейтинге. Видимо, будут и другие успокаивающие заявления, но тенденция такова, что одновременно следуют и относительно жесткие решения. Тем не менее, что-то подсказывает, что «Единая Россия» все равно победит. Более того, даже если вдруг случится суперсенсация, не очень верится, что новая Дума будет нелояльной или, страшно сказать, оппозиционной.