Учеба без отрыва от дивана

За счет чего растет рынок онлайн-образования

Рынок онлайн-образования в России прибавляет четверть объема каждый год. Рост не останавливает даже то обстоятельство, что заработать там удается очень немногим.

Спрос на онлайн-образование в России растет на 25% в год

Фото: Евгений Дудин, Коммерсантъ

МАРИЯ ШЕР

До создания PuzzleEnglish.com, сайта по обучению английскому языку, опыт успешного онлайн-бизнеса у московского программиста Александра Антонова уже был: крупный музыкальный портал RunetMusic.ru и старейший в стране сайт знакомств Damochka.ru. Образовательный ресурс предприниматель создал не по коммерческим, а по личным причинам — сам никак не мог выучить язык.

"Школьный средний уровень у меня был, но в американской компании по разработке сайтов, где половина разговоров в офисе велась на английском, этого было недостаточно",— вспоминает Антонов. Пришлось расстаться и с мечтой поработать на сочинской Олимпиаде — для общения с сотрудниками МОК как ни крути нужен язык. Имевшиеся варианты обучения Александра не устраивали, и в 2011 году он сделал собственный онлайн-тренажер, отвечавший его пожеланиям, а в сеть его выложил, просто "чтобы добро не пропадало". Однако сайтом заинтересовались пользователи, пошел трафик, Антонов понял, что так можно заработать, и стал искать инвесторов.

В 2014 году Александр Антонов получил инвестиции в размере более полумиллиона долларов. На эти деньги он собрал команду, снял офис, обновил дизайн PuzzleEnglish и занялся разработкой функционала, которого не было у конкурентов,— сервиса просмотра сериалов с субтитрами на английском и русском одновременно, а также видеокурса с американским носителем языка. В дальнейшем ставка была сделана на мобильный сегмент (сейчас действует четыре приложения на платформах iOS и Android), а также на развлекательный подход к учебе. К концу 2015 года число пользователей проекта выросло с 50 тыс. до 1,5 млн, тогда же появилась первая прибыль, и сегодня на PuzzleEnglish учится английскому более 3 млн человек.

London, прощай

Еще несколько лет назад такая динамика едва ли могла присниться образовательному интернет-проекту. Доступных ресурсов с русифицированным функционалом практически не было, английскому и другим иностранным языкам учились преимущественно на офлайн-курсах вроде EnglishFirst, у индивидуальных репетиторов или самостоятельно.

Некоторые вовремя нащупали пустующую нишу, например основатель проекта Lingualeo.com Айнур Абдулнасыров. В нулевых предприниматель начинал как раз с традиционного преподавания, у него была своя языковая школа, однако в 2009-м Абдулнасыров разочаровался в "живом" обучении. Бизнесмен продал школу, на вырученные $250 тыс. собрал команду программистов и на полгода увез их в Таиланд — придумывать новый проект. Тропический тимбилдинг чуть не вышел предпринимателю боком: деньги заканчивались, инвесторы раскошеливаться не спешили, а программисты на острове как-то расслабились.

Пришлось вернуться с тайских берегов, зато удалось получить первые инвестиции — около 6 млн руб. от бизнес-ангелов, а уже через два года пошли большие деньги — $3 млн от фонда Runa Capital. Тогда же, в 2012-м, сайт вышел на первый для него зарубежный рынок — в Бразилию, в 2014-м — в Турцию. Сегодня Lingualeo — один из лидеров онлайн-обучения в стране, по данным компании по анализу мобильных приложений App Annie, в сентябре сервис занял девятую строчку в рейтинге образовательных приложений России по загрузке из Google Play. Текущая аудитория Lingualeo, по словам CEO компании Ирины Шашкиной, превышает 14,5 млн пользователей, причем россиян — только половина. "В наших планах — и дальше развиваться в других регионах, выйти на испаноговорящие рынки",— говорит Шашкина.

Те, кто не смог поступить на бюджет, особенно девушки, выбирают заочную и очно-заочную форму обучения, потому что стоимость программы ниже, а оплачивать очную форму не хватает средств

Интерес Lingualeo к другим странам и языкам едва ли случаен: английский, традиционно воспринимаемый как самый востребованный язык, теряет свои позиции, и заработать на нем одном уже сложно. Согласно исследованию, проведенному в прошлом году American & British Academy (международная компания по обучению английскому), 72% всех скачиваний мобильных приложений в категории "Образование" пришлось на языковые сервисы, из них более 80% — на английский язык. Однако на самом деле рынок перенасыщен как в РФ, так и в мировом масштабе, считает дигитал-аналитик Евгений Овчинников.

"В развитых странах учить английский уже не хотят — знают. В Швеции, например, образование настолько сильное и доступное, что после школы там нечего доучивать. Поэтому рынок онлайн-английского в этой стране сокращается, в Германии, Италии, Испании и Франции — стагнирует. Восточная Европа и Россия пока сохраняют темпы роста, но в ближайшие годы замедлятся по той же причине: английский — с детского сада",— утверждает эксперт.

Страна бескрайних знаний

В глобальном масштабе вес России в сфере онлайн-обучения сегодня невелик — 10,5 млрд руб. против $107 млрд мирового рынка, по данным компании J'son & Partners Consulting. У российских миллениалов все хорошо не только с английским, но и с доступом к интернету,— самая большая в Европе онлайн-аудитория, 80,5 млн человек, согласно докладу Роспечати за 2015 год.

"В силу огромных расстояний между образовательными центрами и потенциальными потребителями образования спрос на онлайн-обучение растет очень быстро — примерно на 25% в год",— отмечает руководитель учебного центра Unibrains, совместного проекта агентства Kokoc Group и РЭУ им. Г. В. Плеханова, Станислав Корольков. По его словам, хотя бы раз училось по интернету не менее 7,2 млн россиян. Помимо Unibrains, где онлайн-блоки информации по разным темам предоставляют студентам как вспомогательный материал, в РЭУ есть и высшее онлайн-образование — программа бакалавриата на факультете дистанционного обучения.

В другом московском вузе, РосНоУ, e-learning тоже внедряют. Дистанционно здесь учат только на экономиста, менеджера и юриста, однако в учреждении считают, что и на эти направления найдется свой студент. "Последние два-три года интерес к дистанционному образованию вырос. Итоги приемной кампании этого года показывают, что те, кто не смог поступить на бюджет, особенно девушки, выбирают заочную и очно-заочную форму обучения, потому что стоимость программы ниже, а оплачивать очную форму не хватает средств",— объясняет проректор вуза по учебной работе профессор Григорий Шабанов.

Впрочем, пока растущий спрос на e-learning демонстрируется скорее точечно, отдельными вузами. Попытка поднять популярность этого вида обучения в федеральном масштабе была совершена год назад, когда несколько десятков онлайн-курсов МГУ, СПгУ, МФТИ и еще пяти вузов объединили на одном домене — электронной площадке "Открытое образование". Сайт задумывался как российский вариант Coursera — первопроходца e-learning национального уровня, проекта, также зародившегося в университетской среде.

В американском Стэнфорде основатели Coursera сами разрабатывали платформу и внедряли монетизацию через платные сертификаты об окончании курса, однако его российский аналог ни в чем этом не нуждался. "Открытое образование" сделано на open source-платформе EdX, некоем аналоге Linux в мире открытых онлайн-курсов. На серверах EdX собственный образовательный портал может сделать каждый, забрендировав его на свой вкус, и совершенно бесплатно — денег ни за сертификаты, ни за что-либо еще "Открытое образование" не берет, сайт содержат вузы-учредители. Однако это не помогло ему хоть как-то приблизиться к концепции университета будущего.

"Площадка выглядит не очень живой, ряд курсов устарел",— считает гендиректор IT-консалтинговой компании "Фаст Лейн" в России Владимир Княжицкий. У Григория Шабанова из РосНоУ к платформе есть претензии с позиции преподавания — универсальная образовательная платформа, конечно, мысль хорошая, но только если работает на все вузы: "Нужно все учебные планы стандартизировать, а вузы не готовы к унификации, наоборот, бьются за исключительность своих собственных образовательных программ. В итоге нет механизма, по которому мы могли бы засчитать изученное студентом на электронной площадке в наш учебный план".

Полезно, но убыточно

Фундаментальная наука и классические дисциплины могут еще долго существовать в плоскости традиционного образования, но более динамично развивающиеся сферы знания представить без e-learning уже нельзя. Яркий тому пример — отрасль IT. "Возьмем изучение языков программирования: Python, Java, C++. Около 70% кандидатов, приходящих к нам на работу или учиться, осваивали языки программирования с помощью образовательных онлайн-сервисов, программ",— рассказывает Станислав Корольков.

Другой драйвер роста — корпоративный сегмент, где работодателю проще и дешевле учить сотрудника по интернету, что давно практикуется в агентстве по ипотечному жилищному кредитованию. "Многим техническим навыкам обработки кредитных заявок и документооборота можно учить дистанционно или онлайн. В итоге с годами большинство образовательных курсов по техническим аспектам ипотечного кредитования переместилось в интернет",— говорит завкафедрой ипотечного жилищного кредитования и страхования Финансового университета при правительстве РФ Александр Цыганов.

Основной бедой e-learning в большинстве стран остается крайне низкая доходность таких ресурсов. Создать прибыльный образовательный проект трудно, но этот бизнес привлекает многих предпринимателей по причине относительно легкого входа и малых инвестиций на старте, говорит Владимир Княжицкий: "Подавляющее число проектов по онлайн-обучению убыточно, даже крупнейшие из них, потому что продавать знания в формате лекций в эпоху цифрового контента сложно. Многие компании проходят такой путь: сначала продают каждый курс отдельно, затем эти курсы нелегально появляются и распространяются в интернете, тогда компания объявляет подписку, и за определенную сумму становятся доступны все курсы разом. Заключительный этап — портал становится бесплатным, так как знания — это общечеловеческая ценность, и во имя развития человечества она должна быть доступна всем и всегда бесплатно".

Вся лента