Фактор спроса
Участники уральского рынка фиксируют рост спроса на факторинг
Участники уральского рынка факторинга фиксируют в УрФО восстановление спроса на свои услуги со стороны бизнеса. Они отмечают, что отчасти на спросе сказываются низкие показатели прошлого года, отчасти — ужесточение банками кредитной политики. По мнению экспертов, основной спрос на Урале генерируют торговые сети и крупные предприятия металлургии и машиностроения, потерявшие возможность финансировать оборотный капитал на западных рынках.
Как рассказали „Ъ” участники уральского рынка факторинга, на Урале чувствуется восстановление спроса на их услуги. Так оборот «ВТБ Факторинг» в Уральском федеральном округе (УрФО) по итогам первого полугодия увеличился на 20% до 7,1 млрд руб., Промсвязьбанка — на 59% до 15,6 млрд руб., «Национальной факторинговой компании» (НФК) — на 34% до 3,6 млрд руб.
Факторинг — комплекс финансовых услуг для производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа. В него входят финансирование, покрытие рисков и услуги по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью, а также соответствующие информационные сервисы. Лидерами УрФО в первом полугодии по объему факторинга являются «ГПБ — факторинг» (18,6 млрд руб), Промсвязьбанк (15,6 млрд руб.) и московский кредитный банк (МКБ, 7,6 млрд руб.), по количеству клиентов — Промсвязьбанк (100 клиентов), Альфа-банк (34) и Металлинвестбанк (18).
Отчасти, отмечает управляющий директор по факторингу Промсвязьбанка Александр Карелин, на показателях сказалась низкая база 2015 года, когда факторы ужесточили кредитную политику из-за ухудшения качества факторингового портфеля. В пресс-службе «ВТБ Факторинг» отмечают, что уровень проникновения факторинга в регионах по сравнению с Москвой и Санкт-Петербургом значительно ниже, поэтому именно в регионах находятся серьезные точки роста. «Если раньше региональные компании пользовались, как правило, привычными кредитными продуктами, то сегодня они стараются использовать дополнительный финансовый инструментарий», — объясняют в пресс-службе. Одним из факторов роста, добавили в НФК, стала более консервативная политика банков по кредитованию и реструктуризации задолженности кредитов по классическим банковским продуктам. «Стоимость залоговой базы снизилась или ее не хватает, также ухудшились балансовые показатели, к которым столь требовательны банковские институты, и компании вынуждены искать средства для финансирования оборотного капитала. Для многих представителей среднего бизнеса факторинг стал самым доступным и эффективным инструментом пополнения оборотных средств», — пояснила директор уральского дивизиона компании Валерия Вялкова. По итогам года в компании ожидают рост до 50%. По словам участников рынка, традиционно их основные клиенты — поставщики продукции FMCG (товары повседневного спроса), розничные сети, предприятия обрабатывающей промышленности, сферы услуг.
По данным исследования Ассоциации факторинговых компаний (АФК), объем российского рынка факторинга в первом полугодии увеличился на 11% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. По итогам 2015 года рынок сократился на 10%. В УрФО в первом полугодии рынок сократился на 2,6% (до 60,5 млрд руб., что составляет 8,3% российского рынка), в основном за счет сокращения объемов двух лидеров первого полугодия прошлого года: «ГПБ — факторинг» (с 23,4 млрд руб. в 2015 году) и МКБ (с 12 млрд руб.). У обеих компаний относительно немного клиентов: восемь и два соответственно.
Исполнительный директор АФК отмечает, что основной спрос на услуги факторов в УрФО генерируют крупные предприятия, потребность которых в финансировании оборотного капитала увеличивается. Крупные компании, в том числе на территории УрФО, некоторое время находятся под западными санкциями и испытывают трудности с привлечением средств на западных рынках капитала. В этих условиях они более детально подходят к условиям финансирования оборотного капитала. Сегмент малого и среднего бизнеса показывает тенденцию к снижению использования факторинга из-за общеэкономической ситуации», — объясняет эксперт. Среди сфер, предприятия которых активно пользуются услугами факторов, он называет металлургию, машиностроение и нефтесервис. По итогам 2016 года, АФК прогнозирует общий рост рынка на 17%, который, по ожиданиям факторов, будет обеспечен сезонным увеличением оборотов в четвертом квартале.