Суд сдал кандидатский минимум
Кандидаты в Самарскую губернскую думу не спешат снимать с выборов своих конкурентов
Меньше чем за две недели до выборов в Самарскую губернскую думу кандидаты не спешат проявлять активность в облсуде. Последний рассмотрел только четыре жалобы о снятии кандидатов по разным поводам, удовлетворил две из них. Низкую активность кандидатов в судах политологи объясняют тем, что «фактически партии не ведут никакой избирательной кампании в Самарской области».
Участники региональной избирательной кампании по выборам депутатов губдумы в преддверии единого дня голосования 18 сентября не спешат погружаться в судебные тяжбы. С момента завершения регистрации кандидатов, 13 августа, в Самарский областной суд поступило только четыре исковых заявления от представителей партий и самовыдвиженцев. Тогда как, например, в ЦИК, по данным на конец августа, из региона было направлено всего 109 жалоб.
18 августа в судебном порядке была отменена регистрация Юлии Александровой, которая баллотировалась в региональный парламент по Железнодорожному одномандатному избирательному округу № 3 от ЛДПР. Ее конкурент самовыдвиженец Александр Пустовой сумел доказать, что госпожа Александрова на момент ее регистрации кандидатом состояла в «Единой России».
Самарский областной суд также снял с выборов коммуниста Анатолия Корнева, который баллотировался в губдуму по Кировскому одномандатному избирательному округу № 12. Такое решение он вынес на основании искового заявления конкурента господина Корнева от «Справедливой России» Алексея Башкатова. По словам последнего, в агитационном материале представителя КПРФ были использованы изображения герба Советского Союза, Че Гевары, а также логотипов «ВКонтакте» и «Одноклассников», на воспроизведение которых не получено согласие авторов произведений.
Еще по двум исковым заявлениям облсуд вынес отказ. Так, депутат Куйбышевского районного совета Самары от КПРФ Дмитрий Ткаченко (зарегистрирован в качестве кандидата в областной парламент по Куйбышевскому одномандатному избирательному округу № 4) не смог добиться отмены регистрации его однофамильца самовыдвиженца Андрея Ткаченко. Коммунист в суде настаивал на том, что среди подписей, которые конкурент предоставил в облизбирком для регистрации, есть недостоверные. Однако суд счел, что оснований для снятия Андрея Ткаченко с выборов не имеется.
«Справедливая Россия» в судебном порядке также пытается лишить регистрации своего бывшего председателя в Самарской области, действующего депутата регионального парламента Александра Колычева. Он много лет возглавлял реготделение партии, однако в 2014 году уступил это кресло своему коллеге по депутатскому корпусу Михаилу Маряхину, а в марте 2016 года покинул партию по собственному желанию. Сейчас господин Колычев баллотируется по Красноглинскому одномандатному избирательному округу № 13 от «Единой России».
Заявление о снятии Александра Колычева с выборов подал его конкурент, справоросс Тимур Абызов. По его словам, Александр Колычев, используя свой статус действующего депутата, провел ряд встреч в администрации и других муниципальных учреждениях Красноглинского района, во время которых избирателям раздавались подарки, а проведение данных мероприятий не было оплачено из избирательного фонда кандидата. Однако суд не нашел оснований для отмены регистрации Александра Колычева.
Примечательно, что, согласно делопроизводству облсуда, это единственное исковое заявление в суд о применении административного ресурса в ходе избирательной кампании в Самарской области. В то же время регион неоднократно подвергался критике со стороны представителей Центризбиркома и лично его председателя Эллы Панфиловой из-за многочисленных жалоб на применение административного ресурса.
Низкую активность кандидатов в судах политолог Эрнест Старателев объясняет тем, что «фактически партии не ведут никакой избирательной кампании в Самарской области». «Многочисленные жалобы в ЦИК связаны с другим, а именно, с личной неприязнью ряда лиц к главе региона Николаю Меркушкину (в частности, кандидаты жаловались на то, что губернатор, который возглавляет список „Единой России“ в губдуму, слишком часто появляется в эфире самарских телеканалов. — „Ъ“). Для того чтобы вести настоящую избирательную кампанию, нужна фактура для удаления конкурентов с поля, а ее ни у кого нет, — объясняет господин Старателев. — Сложно сказать, почему партии в регионе не проявляют активности, но могу добавить, что в целом избирательная кампания в России вялая: крупные парламентские партии уже обо всем договорились, и им нет смысла конкурировать между собой».