«Нет никаких гарантий, что саудиты нас не кинут»
Продали больше, заработали меньше. По данным Федеральной таможенной службы, за первое полугодие доходы от экспорта российской нефти упали на 30% и составили почти $40 млрд. При этом по сравнению с прошлым годом поставки за рубеж выросли почти на 6%. 5 сентября Россия и Саудовская Аравия в целях стабилизации рынка нефти подписали совместное заявление. Но повлияет ли оно на итоговые цены? Об этом в своей новой колонке размышляет директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
Если вы поклонник так называемой рыночной теории ценообразования на нефть, то наши новые соглашения с саудитами не произведут на вас впечатления. Иными словами, если вы верите в то, что нефть обычный товар, цена на который определяется балансом спроса и предложения, то за шампанским вы точно не побежите. Потому что сразу найдете кучу слабых мест. Во-первых, соглашение из серии «договорились договариваться». Никаких конкретных цифр там нет, и не ясно, когда появятся, и какие. Во-вторых, даже если бы они и были, нет никаких гарантий, что саудиты нас не кинут. Извините за жаргонизм, но ведь как по-другому описать то, что они сделали перед встречей в Дохе, за ночь передумав ставить подпись под уже готовым соглашением? В-третьих, по-прежнему не ясна ситуация с Ираном, который к сделке присоединяться не собирался и требовал для себя особых условий из-за нахождения под санкциями. А если учесть по-прежнему непростые отношения Саудовской Аравии и Ирана, выводы сделать не сложно. Читаем свежие новости: президент Ирана призвал мусульманские страны объединиться и покарать власти Саудовской Аравии за гибель паломников во время прошлогоднего хаджа. А верховный муфтий Саудовской Аравии назвал иранцев последователями зороастрийцев и вообще не мусульманами. Легко найдутся и «в-четвертых», и «в–пятых», и так далее.
Однако если вы считаете, что нефть — все же особый товар, то соглашение с саудитами смысл получает. Не забываем, что основные сделки по нефти до исполнения не доводятся, потому что нефтяные фьючерсы — это, грубо говоря, ставки на будущую стоимость нефти, то есть игра финансовых спекулянтов, которым сама нефть совершенно не нужна, а нужны инструменты вложения денег. В этой ситуации вам не нужно ничего менять с предложением нефти. Вам нужно троллить рынок различными заявлениями. А поскольку быки на рынке не перевелись, они будут трактовать ваши слова нужным образом. Дайте им точку поры, и они могут изменить цены. Вот эту функцию соглашение с саудитами выполняет. Новаку с саудитами просто надо составить медиаплан хотя бы до конца года и четко ему следовать. Такого-то числа сказать вот это, а такого-то — подписать вот то. Словесные интервенции какое-то время вполне могут давать результат. Берите пример с ОПЕК: организация давно уже ничего не решает и ничего на практике не делает, но остается в центре медиавнимания.