"Яндекс" проследит за российскими СМИ
Компания анонсировала конкурента "Медиалогии"
"Яндекс" запустил проект "Яндекс.Медиана" для мониторинга и анализа публикаций в российских интернет-СМИ. Компания начала бета-тестирование, после завершения которого в 2017 году станет продавать платную подписку на сервис. "Медиана" уже вызвала вопросы со стороны "Интерфакса", опасающегося, что сервис может раскрыть не принадлежащие ему данные о посещаемости статей.
"Яндекс" вчера объявил о запуске "Яндекс.Медианы". Сервис будет индексировать публикации на сайтах СМИ, выделять интересующие объекты в текстах и определять характер их упоминания. Для оценки заметности упоминания будет учитываться число прочтений конкретных публикаций. Сейчас сервис индексирует источники, которые есть в базе "Яндекс.Новостей", указывает представитель "Яндекса" Татьяна Комарова. "Закрытые ленты агентств "Медиана" не индексирует, но в будущем планирует. Для этого мы будем общаться со СМИ и договариваться",— говорит она. Пока новый инструмент будет отслеживать только российские медиа, зарубежные — "потенциально в будущем". Сейчас у "Медианы" 6,5 тыс. источников.
Монетизировать сервис "Яндекс" намерен за счет платной подписки. "Мы будем предлагать несколько вариантов пакетов в зависимости от количества упоминаний, обрабатываемых для отчета. Например, в случае с компаниями, сравнимыми по упоминаемости с "Яндексом", стоимость будет 80 тыс. руб. в месяц. Первым клиентам мы будем предоставлять тестовый период, по его окончании будем договариваться о цене",— рассказывает госпожа Комарова. За неполный вчерашний день "Яндекс" собрал 1,7 тыс. заявок на тестирование.
Таким образом, "Яндекс" становится конкурентом, в частности, "Медиалогии" (контролируется IBS Group Анатолия Карачинского). В ее базе данных более 32 тыс. СМИ, включая информагентства, газеты, журналы, радио и интернет, и 92 млн источников в социальных медиа. По словам представителей опрошенных "Ъ" интернет-компаний и коммуникационных агентств, подписка на "Медиалогию" в зависимости от пакета обходится им от 40 тыс. до 130 тыс. руб. "Мы приветствуем появление нового игрока на рынке",— заявила "Ъ" представитель "Медиалогии" Надежда Жуковская.
Заместитель гендиректора "Комсомольской правды" Владислав Гемст рад появлению на рынке альтернативного сервиса, "особенно если он будет делать более точные измерения". По его словам, сейчас показатели посещаемости СМИ от двух разных сервисов зачастую "сильно различаются". "Рост конкуренции способствует росту качества услуг. Если у сервисов будут различаться показатели, они должны будут объяснить, почему так получилось и как проводятся их измерения",— согласен президент группы ACMG (Forbes, Numero, L`Officiel, SnC, Geo и др.) Александр Федотов.
Вчера же появились и первые претензии к "Медиане". О них заявил руководитель службы интернет-проектов "Интерфакса" Юрий Погорелый, посчитав, что компания может без разрешения использовать чужие данные, а именно статистику просмотров публикаций. "Мы им не разрешали ее публиковать и продавать тем более. "Яндекс" с нами не разговаривал ни до, ни во время запуска "Медианы". Поэтому мы выключили "Яндекс.Метрику" (инструмент для оценки посещаемости сайтов и анализа поведения пользователей.— "Ъ")",— сообщил господин Погорелый. "Интерфакс" также развивает собственную систему медиаанализа СКАН.
В "Яндексе" не соглашаются с обвинениями, объясняя, что компания использует для оценки аудитории публикаций математическую модель. "Грубо говоря, это формула, которая, используя разные факторы, предсказывает число прочтений конкретной статьи. Сейчас эти факторы — это данные "Яндекс.Браузера", данные о переходах на статью с поиска и данные "Метрики" в тех случаях, когда ее счетчик открыт",— объясняет руководитель "Яндекс.Метрики" Денис Озорнин. Он заверяет, что данные закрытых счетчиков "Метрики" в этой модели использоваться не будут.