Правила игры
облагает налогом корреспондент арбитражной группы Андрей Райский
Скандальная тема "золотых парашютов" вновь обретает актуальность. После ужесточения регулирования (госкомпаниям ограничили суммы, которые они могут выплачивать руководству при увольнении) на повестке дня оказался злободневный вопрос пополнения бюджета: должны ли необязательные компенсации уволенным сотрудникам относиться к расходам компании в целях налогообложения или же включаться в базу налога на прибыль?
Вступившие в силу еще 1 января 2015 года изменения в ст.255 Налогового кодекса (НК) РФ, казалось, должны были раз и навсегда устранить правовую неопределенность. По ним неподлежащими налогообложению расходами признаются начисления увольняемым работникам, предусмотренные трудовым договором, соглашением о его расторжении или иным актом, в том числе коллективным договором. Раньше кодекс относил к расходам только обязательные по Трудовому кодексу (ТК) выплаты при увольнении, которые работодатель выдает работнику, например, при сокращении штата. Экономическую обоснованность других компенсаций, выплачиваемых по желанию компании, приходилось доказывать в суде. Поправки должны были закрыть вопрос любых выплат при увольнении — как обязательных, так и добровольных, но, как выяснилось, налоговые органы трактуют их по-своему.
Так, после проведения налоговой проверки, инспекция доначислила ООО "Парламент Продакшн" налог на прибыль в размере свыше 747 тыс. руб., посчитав, что выплаченные 3,7 млн руб. компенсаций уволившимся работникам не связаны с их трудовой деятельностью, не являются экономически оправданными для компании, а значит, не относятся к расходам и подлежат налогообложению. Общество с решением налоговиков не согласилось и обжаловало его в суде.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанции встали на сторону инспекции, сочтя, что выплата выходного пособия не входит в состав расходов на оплату труда, не установлена ТК. Суды отметили, что сами трудовые договоры не содержали условий о компенсации при увольнении, а допсоглашения о получении денежной компенсации заключены незадолго до их расторжения.
Другую позицию занял кассационный суд. В его решении говорится, что перечень расходов на оплату труда является открытым и НК допускает отнесение к ним необязательных "золотых парашютов". Кассация обосновала это и разъяснениями Минфина РФ от 2011-2015 годов, в которых также говорится о возможности отнесения выходных пособий к расходам. Более того, кассация подчеркнула, что изменения в НК как раз были направлены "на устранение неопределенности".
Вновь проявившаяся коллизия усложняется отсутствием единообразной судебной практики. Теперь определиться с тем, должны ли компании платить налог на прибыль с "золотых парашютов", предстоит 21 сентября Верховному суду РФ.