Электричкофикация всей Москвы
С завтрашнего дня в столице будет новый вид транспорта
С завтрашнего дня в Москве запускается новый вид наземного общественного транспорта — электропоезда Московского центрального кольца (МЦК). Составы типа "Ласточка" пойдут по связанному с метро кольцу с интервалами в шесть минут. Для пассажиров откроются 24 из 31 станции, в первый месяц работы МЦК будет бесплатным для пассажиров. Чиновники надеются, что проект стоимостью 237 млрд руб. не только разгрузит Кольцевую линию метро на 15%, но и оживит заброшенные промзоны.
В столичной мэрии сообщили, что 10 сентября будет запущено пассажирское движение по МЦК, при этом для граждан откроются 24 из 31 станции. На МЦК будут курсировать электропоезда "Ласточка", опробованные на Олимпиаде в Сочи: 33 состава из пяти--десяти вагонов, оснащенные туалетами и климат-контролем. Чиновники обещают, что интервалы между поездами в часы пик составят пять-шесть минут. Двери поездов на остановках МЦК (в отличие от подземки) будут открываться вручную — для этого пассажирам придется нажать соответствующую кнопку на дверях. В столичном метрополитене обещают, что схема открывания дверей в вагонах может стать автоматической по мере роста пассажиропотока.
Для оплаты поездок на МЦК будут использоваться билеты метрополитена, в частности карта "Тройка". Сразу же запускается система бесплатных пересадок между подземкой, новым кольцом и монорельсом в течение 90 минут с момента первого прохода через турникет, которая будет работать постоянно. При этом до 10 октября проезд по МЦК останется бесплатным — турникеты будут открываться автоматически при приближении человека, который входит на станцию МЦК или переходит на нее из метро. Обратно в метро в течение 90 минут можно бесплатно войти через специальный турникет с желтой наклейкой. Чтобы воспользоваться правом бесплатного проезда, владельцам карт "Тройка", выпущенных до 1 сентября, нужно будет активировать эту функцию — через терминал (при пополнении баланса) либо через оператора в кассе. Если этого не сделать, при возвращении с МЦК в метро либо (после 10 октября) при проходе из метро на МЦК со счета спишутся деньги. Более 2,7 млн человек уже перепрограммировали свои карты, сообщили в метрополитене.
Всего на МЦК построена 31 станция, на 17 остановках можно будет пересесть на 11 линий метрополитена, а на 10 станциях — еще и на пригородные электропоезда. Некоторые остановки расположены на удалении 300-600 м от станций подземки — например, у метро "Войковская". Примечательно, что 10 сентября откроется не более трети таких переходов — в частности, пять крытых, или "теплых", пересадок (например, на "Ленинском проспекте", "Черкизовской" и "Кутузовской") и еще шесть наземных.
В декабре 2016 года чиновники обещают открыть остальные станции МЦК ("Коптево", "Панфиловская", "Зорге", "Хорошево", "Измайлово", "Андроновка" и "Дубровка") и еще 15 пересадочных пунктов. Оставшиеся работы (по строительству переходов) планируется завершить в 2018 году. По расчетам, проект позволит разгрузить Филевскую линию метрополитена на 12%, Таганско-Краснопресненскую — на 18%, Кольцевую — на 15%, а Сокольническую — на 20%.
Планы пустить пассажирское движение по 54-километровой Московской кольцевой железной дороге (построена в 1908 году, использовалась для перевозки грузов) строил еще экс-мэр Москвы Юрий Лужков. В 2008 году он даже подписал с ОАО РЖД соглашение о развитии кольца, но дальше этого дело не сдвинулось из-за нехватки средств. В 2011 году столичная мэрия создала с РЖД на паритетных условиях ОАО "Московская кольцевая железная дорога" (позднее преобразовано в АО) — для реконструкции, электрификации кольца и запуска пассажирского движения. Общая смета проекта составила 236,9 млрд руб., из них 86 млрд руб. выделялись из федерального бюджета, по 47 млрд руб.— средства ОАО РЖД и Москвы. Предполагается, что в первый год МЦК воспользуются 75 млн пассажиров, а к 2025 году кольцо будет ежегодно обслуживать 350 млн пассажиров.
Сергей Собянин ранее характеризовал МЦК как один из крупнейших транспортных проектов в мире. При этом градоначальник рассказывал, что строительству мешали гаражи, построенные в железнодорожной полосе отвода, и другие объекты, которые пришлось сносить, а также "сложные взаимоотношения" по земельным вопросам с ОАО РЖД, однако все эти задачи были решены. С помощью МЦК в мэрии также надеются оживить заброшенные промзоны по соседству с кольцом, рассчитывая на инвестиционную привлекательность "огромного количества пустырей в срединной части города". Вице-мэр Москвы Марат Хуснуллин ранее прогнозировал, что вблизи нового пассажирского кольца появится 750 тыс. кв. м коммерческой недвижимости, в том числе 300 тыс. кв. м гостиниц.