Абитуриенты хотят учить
Приемная кампания 2016 года показала рост популярности педагогических специальностей
Высшая школа экономики вчера представила ежегодное исследование качества приема в российские вузы. Самые серьезные изменения произошли на педагогических специальностях, где доля абитуриентов с высокими баллами ЕГЭ выросла на 10%. В этом году число вузов—участников исследования сократилось из-за объединения ряда учебных заведений, которое в целом признано позитивным моментом политики Минобрнауки. Авторы исследования отмечают, что правительство «с избытком» обеспечивает инженерные направления бюджетными местами, но в итоге на них приходят «школьные троечники».
Мониторинг качества приема в российские вузы основан на среднем проходном балле ЕГЭ, который потребовался абитуриентам для поступления. В этом году средний балл Единого госэкзамена поступивших на бюджетные места составил 66,6 (на 1,4 балла выше прошлогоднего), сообщил на презентации итогов мониторинга директор департамента госполитики в сфере высшего образования Минобрнауки Александр Соболев. Он отметил, что самый серьезный рост качества произошел на педагогических направлениях: абитуриентов, у которых более 70 баллов ЕГЭ, стало на 10% больше, чем в прошлом году. Доля слабых студентов (ниже 56 баллов), наоборот, сократилась: с 19% в 2015 году до 15% в 2016-м. «Мы с удовлетворением отмечаем, что педагогическое направление привлекательно не только в части бюджета, но и вне бюджета»,— подчеркнул господин Соболев.
«Абитуриенты поверили, что карьера преподавателя достойная, она обеспечит не только приличный доход, но и положение в обществе»,— сказал на презентации ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. Он рассказал, что в шестом исследовании НИУ ВШЭ отображены данные 425 вузов. В 2015 году их было 441, сокращение объясняется реструктуризацией вузов. Из 18 проанализированных случаев укрупнения вузов Москвы и Санкт-Петербурга только в одном из них качество приема снизилось из-за разницы в специализации объединенных учреждений — Московского госуниверситета технологий и дизайна, Государственной классической академии имени Маймонида и Московского госуниверситета пищевых производств. «Должны быть сделаны выводы: не нужно впрягать коней в трепетную лань, направления вузов должны поддерживать друг друга»,— заключил господин Кузьминов. С 2014-го по март 2016 года количество вузов и филиалов в России сократилось с 2486 до 1450.
Лучшим качество бюджетного приема признано в МГИМО, МФТИ, ВШЭ, СПбГУ и МГУ. В 2015 году в России было только два вуза со средним показателем 90 баллов и выше: МГИМО и МФТИ. В 2016 году таких вузов стало в два раза больше — в их число вошли ВШЭ и СПбГУ. Составители отмечают, что по большинству направлений подготовки складывается четкий тренд: у вузов-лидеров средний балл растет, а аутсайдеров — падает. Такая динамика наблюдается по большинству инженерных и технологических, а также естественно-научных направлений (биология, география, математика, физика, химия). «Это связано с тем, что многие видят карьеру инженера перспективной, а Минобрнауки обеспечивает эти направления бюджетными местами с избытком»,— пояснил господин Кузьминов. Он рассказал, что пока только ведущие технические вузы идут «на серьезные меры» и повышают порог проходного балла, сокращая количество принятых абитуриентов, но таким образом «отсеивая» слабых. Ректор ВШЭ предложил Минобрнауки подумать о введении такого механизма для всех вузов и о перераспределении количества бюджетных мест в пользу сильных учреждений.
Александр Соболев с ним не согласился: «Кроме требований качества подготовки есть еще потребность экономики, запросы работодателя». По его словам, эти направления востребованы в рамках целевой подготовки кадров для предприятий и сокращение количества бюджетных мест нецелесообразно: «Даже если студенты-целевики приходят с не очень высокими балами, можно повысить качество образования, это вызов для университетов, в первую очередь региональных». Господин Соболев также сообщил, что министерство рассматривает возможность введения в вузах «единых требований по входу» для бюджетных и внебюджетных мест: в таком случае проходной балл на этих формах обучения станет одинаковым. Сейчас в большинстве вузов проходной балл ЕГЭ на платную форму обучения ниже, чем на бюджетную.