Зарплатам обещана льготная очередь
Дмитрий Медведев обсудил тему задолженности предприятий перед работниками
Премьер-министр Дмитрий Медведев на совещании в Чите пообещал дать министерствам поручения проанализировать возможность введения преимущественной выплаты заработной платы относительно других обязательств предприятия. Также он пообещал продумать механизм компенсаций работникам обанкротившихся компаний. По данным Белого дома, на 1 августа суммарная задолженность по зарплатам составила более 3,5 млрд руб.— это премьер-министр назвал «безобразием».
На проведенном сегодня в Чите совещании по вопросам охраны труда и трудовых отношений Дмитрий Медведев сообщил, что даст министерствам поручение проанализировать вопрос о том, можно ли «сдвинуть» вперед выплату заработной платы со счета предприятия в очереди его платежей. «Давайте этим займемся, я дам поручения по этому вопросу»,— сказал глава Белого дома.
Ст. 855 Гражданского кодекса регулирует очередность списания денег с банковского счета предприятий при нехватке средств — ею установлено, что зарплата списывается в третью очередь. В первую — выплачиваются алименты и компенсации вреда жизни и здоровью, во вторую — выходные пособия по исполнительным листам и вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности.
В 2012 году Россия ратифицировала конвенцию 173 Международной организации труда, в которой говорится, что государство обязывается защищать требования трудящихся, в том числе установив привилегию на выплаты им. «Действительно, мы ратифицировали эту конвенцию. Надо провести окончательную юридическую экспертизу, и если она даст полную картину оснований для того, чтобы правила гражданского законодательства поменять, это нужно будет сделать»,— заявил премьер, комментируя предложения председателя Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаила Шмакова.
Отметим, что по ст. 134 закона о банкротстве вне очереди выплачиваются компенсации кредиторам, требования которых возникли до принятия заявления о банкротстве, и расходы на обеспечение безопасности (если прекращение работы компании может спровоцировать техногенную катастрофу). В первую очередь судебные расходы по делу о банкротстве и выплаты арбитражному управляющему, который контролирует процедуру банкротства. Далее, уже во вторую очередь при несостоятельности компаний выполняются требования по оплате труда работников.
Дмитрий Медведев сегодня также поручил разработать механизм компенсаций работникам обанкротившихся предприятий. Премьер заявил, что «можно продумать и механизм компенсации, основанный на специальных фондах». «Достаточно распространенной является ситуация, когда предприятие обанкротилось и не выплатило человеку деньги, а ему нужно компенсировать потерянный заработок»,— отметил глава правительства. По его словам, компенсации часто не удается выплатить, так как «либо имущества нет, либо эти требования удовлетворяются после исполнения требований другой очередности». Как пояснил председатель правительства, на 1 августа нынешнего года суммарная задолженность по зарплатам составила более 3,5 млрд руб. «Это безобразие, таких случаев быть не должно вообще»,— возмутился господин Медведев.
Напомним, в конце августа глава ФНПР Михаил Шмаков на встрече с Владимиром Путиным также предложил сделать выплату гражданам заработной платы приоритетом перед другими обязательными платежами. Глава государства назвал предложение профсоюзов «обоснованным» и предложил ФНПР поискать в этом вопросе компромисс с Минфином.
Почему зарплаты растут, а доходы падают
Населению летом подняли зарплаты, а оно и не заметило: потребительский спрос продолжает падать и не в состоянии поддержать восстановление экономики. Наиболее вероятные причины — рост неравенства и недооцененное статистикой падение доходов, получаемых из других источников. Читайте подробнее
Чем полезна «новая бедность»
Бедных в России уже под 20 млн человек, причем это бедность трагическая — с доходами ниже прожиточного минимума, на грани выживания. И проблема этим не исчерпывается: «Деньги» в марте диагностировали еще один вызов для экономики — «новую бедность». От того, какой путь адаптации к новой реальности выберут граждане и общество в целом, зависит, в какой стране мы будем жить через несколько лет или даже десятилетий. Читайте подробнее