Париж стоит смертниц
Арестованы пять женщин, готовившихся атаковать столицу Франции
Французские спецслужбы, проводящие расследование по делу о готовившихся масштабных терактах в центре Парижа, приходят к выводу, что атаки готовила разветвленная сеть "воинов джихада". И что новых подобных акций нельзя исключать. С подробностями — парижский корреспондент "Ъ" АЛЕКСЕЙ ТАРХАНОВ.
Как установило следствие, пять женщин, арестованных в рамках расследования попытки теракта в центре Парижа, действовали по прямым указаниям из Сирии. Ими руководил Рашид Касим, 29-летний француз, находящийся сейчас на территории, контролируемой запрещенным в России "Исламским государством". Он же поддерживал связь с убийцами священника в Сент-Этьен-дю-Рувре и четы полицейских в Маньянвиле. Об этом сообщил на пресс-конференции прокурор Парижа Франсуа Молен.
Первая из женщин, 19-летняя Инес Мадани,— дочь владельца машины Peugeot 607, наполненной газовыми баллонами и обнаруженной в ночь на воскресенье в центре Парижа. Ее отец, несколько лет назад включенный в списки потенциально опасных лиц (так называемое досье S), сам заявил в полицию об исчезновении дочери. Он предполагал, что, взяв его машину, дочь могла в очередной раз попытаться бежать в Сирию. Прошлые попытки не увенчались успехом. После них Инес Мадани также оказалась под наблюдением в рамках "досье S".
Ее подругу, 23-летнюю Сару Э., год назад вернули из Турции по пути в Сирию, куда она бежала к ужасу родителей-католиков. Они и подняли тревогу, добившись того, что дочь отправили назад во Францию и конфисковали паспорт. Это ее не исправило, а ожесточило. Решив продолжить борьбу, Сара стала невестой Лароси Абаллы, который вскоре после этого зарезал полицейского и его жену в Маньянвиле. Поскольку его в тот же день ликвидировал спецназ, Сара переключилась на Аделя Кермиша — того самого, который напал на церковь в Сент-Этьен-дю-Рувре. Когда застрелили и второго жениха-террориста, "черная вдова джихада" остановилась на своем нынешнем сожителе Мохаммеде Ламине — еще одном исламисте из "досье S", брат которого арестован как возможный сообщник в "деле Маньянвиля".
Наполнив машину газовыми баллонами, несостоявшиеся террористки припарковали ее в центре Парижа, на улице Бушри. Затем попытались поджечь лежавшее в багажнике покрывало, пропитанное горючим,— его собирались использовать в качестве детонатора. Однако вместо бензина женщины вылили на покрывало солярку, оно так и не загорелось. После двух попыток, запаниковав, террористки бросились бежать, найдя убежище у своей сообщницы в парижском пригороде Буасси-Сент-Антуан.
39-летняя Амель С., мать четверых детей, спрятала их в квартире многоэтажки и вместе с ними стала строить планы следующих терактов. Женщины планировали атаки с помощью машин, нападения на полицию и изготовление "поясов шахида". В беседах участвовала и 15-летняя старшая дочь хозяйки квартиры, которая тоже была задержана днем позже в Сен-Дени.
Во время ареста Инес Мадани и Сара Э. оказали ожесточенное сопротивление, бросившись на полицейских с ножами. Один из них получил удар в плечо. Стражи порядка открыли огонь, Инес Мадани была ранена в обе ноги. По этому же делу арестованы еще две женщины-соучастницы вместе с их двумя братьями. Одну пару взяли на квартире, другую — при попытке скрыться из Франции. По сведениям полиции, главную роль играли именно женщины. Одна из них, 29-летняя Орнелла Ж., поддерживала связь с Айят Бумедьен, бежавшей в Сирию подругой Амеди Кулибали — убийцы полицейских и заложников в парижском супермаркете 9 января 2015 года.
В итоге вырисовывается целая подпольная сеть террористов, связанных между собой семейными, дружескими, деловыми и, главное, профессиональными узами, носившими свое "досье S" как большевистский партбилет. Поскольку все события происходят в рамках предвыборной кампании во Франции, кандидаты начали активно пользоваться ими в целях повышения рейтинга.
Сначала президент Франсуа Олланд высказался в пользу сохранения республиканских ценностей, а затем экс-президент Никола Саркози в интервью Journal du Dimanche упрекнул его в бездействии, потребовав создания чрезвычайных трибуналов, немедленной высылки "опасных иностранцев" и помещения всех фигурантов "досье S" в специальные лагеря.