Спасательная операция легла на рассмотрение Совета Европы
В Страсбурге рассмотрят отчет Минюста об исполнении решения по делу "Норд-Оста"
Минюст отчитался о принятых РФ "общих мерах", предписанных в 2011 году Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ) в постановлении по жалобе потерпевших в результате теракта в Театральном центре на Дубровке в Москве, когда погибло 130 заложников. Вопрос об исполнении этого решения ЕСПЧ Комитет министров Совета Европы (СЕ) рассмотрит на следующей неделе. Российские эксперты отмечают, что в отчете ничего не говорится о "расследовании и установлении виновных в провальной спасательной операции", которая, как установил ЕСПЧ, привела к гибели ряда уже освобожденных заложников.
Исполнение решения ЕСПЧ по делу "Норд-Оста" включено в повестку открывающейся 20 сентября сессии Комитета министров, и секретариат комитета опубликовал поступивший в августе отчет Минюста РФ о принятых властями РФ по предписанию ЕСПЧ "общих мерах". Напомним, в 2011 году ЕСПЧ удовлетворил жалобу 64 потерпевших (в основном это родственники погибших и бывшие заложники, получившие травмы) в результате теракта в Театральном центре на Дубровке в Москве в октябре 2002 года (всего погибло 130 заложников). Заявители обвиняли власти РФ в "необоснованном применении силы, неоказании заложникам своевременной медицинской помощи и недостаточно эффективном расследовании теракта". Эвакуация из центра, по их мнению, была не подготовленной, а хаотичной, живых и мертвых заложников никто не фильтровал, а медпомощь получили далеко не все.
Признав, что власти РФ правильно применили силу для освобождения заложников, в том числе усыпляющий газ, ЕСПЧ пришел к выводу, что операция по спасению пострадавших была неадекватной, установив "причинную связь между использованием смертоносной силы со стороны спецслужб и смертью заложников, основной причиной которой было действие газа". Россию признали нарушившей ст. 2 (право на жизнь) Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, также ЕСПЧ выявил нарушения при расследовании обстоятельств теракта. Судьи обратили особое внимание на то, что "ФСБ РФ так и не раскрыла формулу газа, в том числе национальным органам следствия", а органы следствия "не установили личность всех должностных лиц, координировавших действия врачей, спасателей и военнослужащих, а также какого рода инструктаж был с ними проведен". По мнению судей, также должно быть выяснено, "почему массовая эвакуация заложников началась лишь спустя два часа после начала штурма, а ключевые судебно-медицинские экспертизы тел погибших и их медицинских карт были поручены лаборатории, непосредственно подчиненной департаменту здравоохранения города Москвы, глава которого нес личную ответственность за организацию медпомощи заложникам, а следовательно, не являлся незаинтересованным лицом".
Кроме присужденной заявителям компенсации на общую сумму около €1,3 млн, Евросуд обязал РФ провести расследование действий должностных лиц, виновных в неэффективности спасательной операции. СКР отказался возбудить уголовное дело, о чем просила защита потерпевших. Лефортовский суд Москвы признал отказ немотивированным, однако Мосгорсуд это решение отменил, сославшись на то, что в 2002 году СКР уже отклонил аналогичное ходатайство депутата Госдумы Бориса Немцова и его решение не было обжаловано. В 2014 году жалобы подала вторая группа потерпевших с требованием признать нарушенной ст. 2 Европейской конвенции и выплатить компенсации за гибель родственников и отравление газом. Адвокат Игорь Трунов сообщал, что третья группа потерпевших тоже планирует подать жалобу в ЕСПЧ.
Минюст в отчете перечисляет ряд принятых властями "организационных и практических мер" по "выявлению возможных намерений для совершения терактов в Москве", по проведению учений, проверок и практических занятий, в том числе по предотвращению нападений на московские подземные сооружения. Утверждено новое положение о медпомощи при катастрофах, в котором задачи и полномочия медиков изложены "в деталях и в более ясной форме", а также проведены международные конференции и подписан ряд межведомственных соглашений.
"Из отчета следует, что никаких действий, направленных на исправление нарушений, установленных судом, не было. И менее всего предвидится расследование и установление виновных в провальной операции по спасению, обернувшейся операцией по умерщвлению заложников",— прокомментировал "Ъ" отчет Минюста юридический директор правозащитного центра "Мемориал" Кирилл Коротеев. По его мнению, бездействие властей связано в том числе с отсутствием жесткой реакции контролирующего исполнение решений ЕСПЧ Комитета министров СЕ.