"Левада-центр" начал заочную тяжбу с Минюстом
Социологи не признают себя иностранными агентами
У Минюста не было никаких юридических оснований для зачисления в реестр НКО—иностранных агентов аналитического "Левада-центра", заявил его директор Лев Гудков, назвав "демагогией и оговором" попытку уличить социологов в том, что они "участвуют в политической деятельности в интересах иностранных источников". На сайте "Левада-центра" господин Гудков разместил замечания к акту Минюста, составленному по итогам проверки социологической службы.
Лев Гудков разместил на сайте "Левада-центра" заявление, в котором выражает категорическое несогласие с тем, что Минюст 5 сентября зачислил одну из ведущих социологических служб страны в реестр НКО—иностранных агентов. Он подчеркивает, что Минюст сделал это, не дожидаясь возражений "Левада-центра", "предусмотренных процедурой проверки". "Тем самым клеветническая кампания, развязанная против нашей организации, получила формально-правовое оправдание",— заявил он, уточнив, что внеплановую проверку с 12 по 31 августа Минюст провел по обращениям сенатора Дмитрия Саблина, одного из руководителей "Антимайдана", "публично обвинявшегося в коррупции, махинациях, плагиате и тому подобных злоупотреблениях".
На сайте Лев Гудков выложил также полный текст акта проверки Минюста и собственные замечания как к выводам, которые сделали проверяющие, так и к уровню их компетенции. Из акта следует, что Минюст обнаружил два признака, позволяющих признать НКО иностранным агентом,— иностранное финансирование и политическую деятельность, разновидностью которой с этого года считается изучение общественного мнения. На выводы о том, что сотрудники "Левада-центра" публикуют "статьи и аналитические материалы относительно внутренней и внешней политики РФ" (речь идет о докладах главы центра и его сотрудников на различных конференциях и изданных по их итогам сборниках), Лев Гудков возражает: "Тексты цитат или высказываний сотрудников не являются инициативными или оригинальными публикациями "Левада-центра", за которые центр может нести ответственность". А на вывод о том, что на средства Висконсинского университета, выделенные на "изучение жилищных вопросов", "Левада-центр" исследовал также "вопросы, затрагивающие аспекты социально-экономического положения респондентов" и их "восприятие социальных институтов и других широко обсуждаемых вопросов в России", господин Гудков возражает, что с университетом США центр сотрудничает уже четыре года с целью изучения "человеческого капитала, готовности людей инвестировать средства в повышение качества своей жизни". В этом году это "жилищные условия", прежде было образование, отмечает он, поясняя, что "вопросы отношения к США или восприятие украинского кризиса рассматривались исключительно в рамках факторов тревоги и понимания глубины и природы нынешнего кризиса". На замечания Минюста о том, что Висконсинский университет курирует "Министерство обороны США", господин Гудков уточняет, что грант выделен университету не Минобороны США, а его научным фондом, при этом "Левада-центр" выступил лишь субподрядчиком, заключив "коммерческий договор", предусматривающий равные права сторон на данные опросов.
"Попытки вменить нам, что мы участвуем в политической деятельности на территории РФ в интересах неустановленных "иностранных источников" и ими финансируемся, расцениваю как безответственную демагогию и оговор",— заявил директор "Левада-центра". Он напомнил, что проект Висконсинского университета и "Левада-центра" уже был "предметом комплексной проверки в 2014 году прокуратуры с участием представителей Минюста, МВД, налоговой службы" и оснований для признания иностранным агентом тогда не нашлось. Нет их и сейчас, считают юристы "Левада-центра", которые до 15 сентября намерены подать в суд иск с требованием исключить службу из реестра иноагентов.