Белорусской оппозиции нашлось место в парламенте
Одно или даже два
Наблюдатели от ОБСЕ на парламентских выборах в Белоруссии вчера заявили, что Минск выполнил не все обещания по либерализации избирательной системы и по ряду параметров ситуация даже ухудшилась. Заявление прозвучало, несмотря на то что впервые за 12 лет в нижнюю палату парламента попали кандидаты от оппозиции — заместитель главы Общества белорусского языка Елена Анисим и член Объединенной гражданской партии Анна Канопацкая. Белорусские эксперты, впрочем, отмечают: первую нельзя называть настоящим оппозиционером, а вторую могут уговорить отказаться от мандата свои же соратники. Тем не менее, по словам собеседников "Ъ" в Минске, прошедшие выборы устраивают как белорусское руководство, так и Запад, и дают возможность для их дальнейшего сближения.
"Мы отметили, что впервые за 12 лет некоторые оппозиционеры будут представлены в парламенте. Тем не менее законодательные и конституционные рамки ограничивают возможности общественных дебатов и не предоставляют избирателям возможности осуществить информированный выбор",— заявила вчера глава миссии наблюдателей Парламентской ассамблеи ОБСЕ Ивана Добешова. Аналогичную точку зрения выразил спецкоординатор миссии краткосрочных наблюдателей ОБСЕ на парламентских выборах Кент Харстед: "Белоруссии еще предстоит значительный путь в выполнении своих демократических обязательств. Обещания Минска (по обеспечению прозрачности выборов.— "Ъ") выполнены частично, хотя некоторый прогресс был. Можно было сделать больше". На основании этих выводов наблюдательная миссия ОБСЕ призвала власти Белоруссии провести "комплексную реформу" избирательной системы.
Глава ЦИК республики Лидия Ермошина, впрочем, уверена: страна уже сделала достаточно для обеспечения прозрачности избирательного процесса. Госпожа Ермошина заявила, что выборы были "самыми либеральными за последние 20 лет", и даже посетовала на излишнюю, на ее взгляд, легкость процедуры выдвижения кандидатов. "У нас такой простой способ выдвижения, что это зачастую многих граждан вводит в обман: они почему-то считают, что стать депутатом очень просто, им может стать любой дурак,— сказала глава ЦИКа накануне.— У нас есть некоторое количество кандидатов, которые, мягко говоря, не просто не готовы стать депутатами — их даже на публике не всегда уместно показывать".
"Такая формулировка ОБСЕ идеальна для обеих сторон,— заверил "Ъ" руководитель белорусского Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук.— Безусловно, власти не претендовали на то, чтобы европейские наблюдатели признали выборы демократическими и свободными". По словам эксперта, "в условиях сегодняшнего Евросоюза главное — не результат, а процесс". "На основании этого процесса можно говорить и о перспективах изменения статуса Белоруссии в Совете Европы, и о более высоком уровне признания страны на международной арене",— отметил он.
Согласно предварительным результатам выборов 11 сентября, которые, впрочем, вряд ли изменятся после подсчета всех бюллетеней, нижняя палата парламента Белоруссии значительно обновится. Из 110 избранных депутатов лишь 28 (в том числе спикер нижней палаты Владимир Андрейченко) имели мандат ранее. Впрочем, остальные депутаты предыдущего созыва не баллотировались. Явка оказалась традиционно высокой и составила около 75%.
Сенсацией выборов стала победа двух кандидатов от оппозиции — заместителя главы Общества белорусского языка Елены Анисим и члена Объединенной гражданской партии (ОГП) Анны Канопацкой. Елена Анисим — сотрудник Института языкознания Академии наук Белоруссии, ранее вела телепрограмму "Белорусский язык". В своей предвыборной программе она предлагала открыть по одной белорусскоязычной гимназии в каждом районном центре, а также построить новый торговый центр, детский сад и роддом в своем избирательном округе. Анна Канопацкая — юрист по образованию и предприниматель.
Впрочем, станет ли госпожа Канопацкая депутатом, будет известно лишь сегодня. Об этом "Ъ" заявил глава ОГП Анатолий Лебедько. "Поздравления мы будем принимать только тогда, когда избиратель будет приходить на участок и знать, что с его голосом не произойдет ничего странного,— сказал он, дав понять, что ОГП не признает результаты выборов и, возможно, откажется от полученного мандата.— Нам нужен открытый подсчет голосов, а на этот раз оппозиционеры составили лишь 0,08% наблюдателей. Мы столкнулись с цензурой, когда выступления наших кандидатов не пошли в эфир, а программы не были напечатаны". Тем не менее, отметил господин Лебедько, решение по этому вопросу будет "в любом случае командным" и сама Анна Канопацкая имеет полное право не подчиниться партийному руководству и все равно стать депутатом.
Что касается Елены Анисим, то ее далеко не все эксперты считают настоящим оппозиционером. "Анисим работает в государственной организации и сама заявила, что не ожидает к себе отношения как к оппозиционеру",— сказал "Ъ" Ярослав Романчук. С ним согласен директор белорусского Центра по проблемам европейской интеграции Юрий Шевцов. "Общество белорусского языка, от которого выдвигалась Елена Анисим, не позиционирует себя как оппозиционное,— сказал собеседник "Ъ".— Оно, наоборот, старается найти с властями общий язык, так как сейчас сверху предпринимаются шаги по мягкой белоруссизации". Тем не менее в интервью местным СМИ госпожа Анисим заявляла, что "уважает всех тех, кто в свое время вынужден был уйти в оппозицию".
Вчера вечером противники действующей власти провели шествие в центре Минска, тем самым выразив недовольство прошедшими выборами. Один из участников акции, кандидат в президенты Белоруссии на выборах 2010 года Николай Статкевич заверил: Анна Канопацкая и Елена Анисим были "назначены, а не выбраны" народом. Подчеркнув, что "единственный шанс изменить ситуацию в стране — это уличная активность", он анонсировал начало кампании "За справедливые выборы". Вместе с господином Статкевичем на улицы Минска вышли около полутора сотен активистов.