Тарифы уезжают все дальше
Новый железнодорожный прейскурант 10-01 сдвинут к 2021 году
Основной железнодорожный тарифный документ — прейскурант 10-01, пересмотр которого уже откладывали до начала 2020 года, теперь планируют ввести еще позже — в его конце. Такое решение приняли на совещании в правительстве из-за необходимости учесть планы стратегического развития РФ и оценить последствия по отраслям промышленности. Более того, новый прейскурант придется увязать и с целевой моделью рынка грузоперевозок, что ставит тарифную реформу в зависимость от решительности властей по реализации реформы железных дорог.
"Ъ" удалось ознакомиться с вышедшим на прошлой неделе протоколом совещания, прошедшего 24 августа у первого замглавы аппарата правительства Максима Акимова и посвященного реформе прейскуранта 10-01 (основного тарифного документа ОАО РЖД). По протоколу, с коренной переработкой прейскуранта следует повременить, но первоочередные точечные мероприятия можно провести уже до конца года.
Фактически правительство согласилось с позицией Минэкономики, поддержанной Минтрансом, ОАО РЖД и советом потребителей монополии (см. "Ъ" от 24 августа). Минэкономики представило соответствующий план мероприятий, где, в частности, говорилось, что лишь некоторые изменения в прейскурант можно внести до конца года. Например, провести анализ соответствия себестоимости перевозки и тарифов по типам подвижного состава, контейнеров и вагонов (стандартный или инновационный вагон). Но коренной пересмотр прейскуранта на основе новой тарифной модели потребует большего времени. Минэкономики предлагало ввести новый прейскурант к 1 января 2020 года, но по итогам совещания было решено сделать это позже. "С учетом необходимости определения уровня тарифов по конкретным грузам, обеспечивающего реализацию стратегического планирования РФ (в том числе стимулирования производства продукции с высокой добавленной стоимостью, импортозамещения и продуктовой безопасности), и проведения оценки социально-экономических последствий изменения тарифной нагрузки по отраслям новый прейскурант может быть подготовлен к концу 2020 года",— сообщается в протоколе. Это ближе к позиции ОАО РЖД, которое предлагало сместить дату ввода прейскуранта на 1 января 2021 года. Также решено создать межведомственную рабочую группу по новой тарифной системе, а ключевые вопросы — обсуждать на уровне правительства.
Пересмотр прейскуранта 10-01 давно вызывает дискуссии, особенно по тарификации низкодоходных грузов (в первую очередь угля). Глава ОАО РЖД Олег Белозеров хочет убрать из прейскуранта перекрестное субсидирование низкодоходных грузов за счет высокодоходных, за это же выступали и владельцы последних. Ряд участников отрасли, напротив, полагает, что при реформе прейскуранта есть риск разрушения сложившихся отношений в отрасли, и поэтому лучше применять существующие способы тонкой настройки тарифов. Источник "Ъ" в отрасли говорит, что пересмотр прейскуранта, вне зависимости от того, какой способ будет выбран — постепенный, как сейчас, или радикальный,— неизбежно вызовет разногласия. По его мнению, также важно, какое содержание получит целевая модель рынка грузоперевозок (еще один ключевой документ отрасли, определяющий ее дальнейшее развитие), иначе реформа тарифной системы разойдется с ее основными принципами и пойдет насмарку. По итогам совещания было решено взаимоувязать новую тарифную систему и целевую модель, но последняя также является предметом острых дискуссий и до сих пор не принята.