Какие перспективы у новой пенсионной реформы?
Минфин и ЦБ представили новую концепцию реформы пенсионной системы: по новой схеме 22% страховых отчислений будет направляться только в страховую часть, а для накопительной пенсии предлагается ввести дополнительный тариф до 6%.
Константин Угрюмов, президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ):
— О перспективах можно говорить, когда будет полностью представлена концепция. А пока озвучены общие подходы к переформатированию накопительного компонента, но нет деталей: как это будет стимулироваться налогово, как будет организационно оформлена система, в которой задействованы и работники, и работодатели, и профсоюзы. Концепция требует подробного и тщательного обсуждения, а на основании представленной информации делать какие-то выводы нельзя. К тому же у нас очень часто меняются условия существования и форматы пенсионной системы, что вызывает серьезный скепсис.
Сергей Беляков, глава Ассоциации негосударственных пенсионных фондов (АНПФ), бывший замминистра экономического развития РФ:
— У реформы перспективы зависят только от воли тех, кто ее проводит: захотят — проведут, не захотят — не проведут. А вот у системы, которая предлагается, перспективы не очень радужные. Предложения Минфина и ЦБ удовлетворяют запросы состоятельных граждан, а ту большую часть общества, которую к обеспеченным нельзя отнести, но которую нужно защищать и для которой нужно создавать пенсионный продукт, система оставляет за бортом. Есть вопросы технического характера: как будут прописаны стимулирующие механизмы, налоговые льготы, насколько будет решен вопрос с администратором системы? Но эти вопросы еще так или иначе можно решить. А вот ключевой вопрос, насколько экономическое состояние граждан позволяет им быть участниками этой системы, делает ее неработоспособной. А это значит, что граждане по-прежнему будут получать недостаточное пенсионное обеспечение, а приток финансовых ресурсов в пенсионную индустрию постепенно будет прекращаться. И это очень плохо для граждан, для пенсионной индустрии и для экономики.
Евгений Гонтмахер, замдиректора Института мировой экономики и международных отношений, бывший замминистра соцзащиты:
— Перспективы у минфиновского проекта, по-моему, весьма хорошие. Конечно, будет еще обсуждение, правки и дополнения, но документ будет принят за основу и заработает, как и планирует министерство, с января 2019 года. Не скажу, что проект идеальный, но ситуация дошла до того рубежа, когда можно выбирать только плохие варианты, из которых представленный Минфином — один из лучших. И народ его спокойно воспримет, потому что предлагается не вычет из пенсии, а нечто дополнительное к ней. Однако энтузиазм, думаю, будет вялый.
Оксана Дмитриева, руководитель фракции Партии роста в заксобрании Санкт-Петербурга, экс-министр труда и социального развития:
— Подтекст этого новшества прост: те деньги, которые были переведены с 2002 года по 2014 год на страховую часть пенсий в пенсионные фонды и в ВЭБ, частично уже обесценены, но остается вопрос, что с ними делать. По-хорошему их нужно изымать, возвращать в Пенсионный фонд и переориентировать страховую часть пенсий. Естественно, 2 трлн руб. никто отдавать не хочет. И чтобы обосновать невозврат этих денег, предлагают выбрать сейчас еще дополнительно добровольно-накопительную часть, и тогда кусочек из этих 2 трлн туда присовокупится. Естественно, люди клюнут на это. Им же предлагают приумножить, а не потерять. Но это лишь способ не отдавать эти 2 трлн, поэтому ничего точно с этой идеей понятно не будет, ситуацию замылят. Я за добровольно-накопительную пенсионную систему. Но она никаким образом не должна быть связана с провалившейся обязательной накопительной системой. Пожалуйста, делайте новую пенсионную реформу с завтрашнего дня, но с чистого листа. А все, что было до этого, проиндексируйте и верните.
Сергей Романчук, президент ACI Russia:
— Предложение, которое сейчас обсуждается, имеет право на существование. Но по факту это новая надстройка. Отчисления будут идти так же, как и раньше, но направлены будут на погашение долга государства по страховой пенсии. Льгота по налогообложению побудит кого-то этой системой воспользоваться. И это, пожалуй, единственный плюс. Я крайне разочарован тем, что принято решение отказаться от той системы с накопительным элементом, в которой мы жили раньше. Особых недостатков у нее не было. Решение, которое принято сейчас, выглядит очень ситуативным. Сначала была временная заморозка отчислений из-за проблем с бюджетом, потом была вторая, потом третья, то есть мы видели некую тактику. Страна за это заплатила и заплатит еще дорого, потому что решение пенсионных проблем откладывается на будущее. Значит, граждане не смогут получать адекватную пенсию в течение еще долгого времени. Подорвана инфраструктура будущих инвестиций в виде долгосрочных активов, которые финансовая система могла бы получать от вложений пенсионных фондов.