«Их лучше не выпускать»
Недобросовестным банкирам могут отказать в выезде из России
На встрече с президентом Владимиром Путиным глава ЦБ Эльвира Набиуллина сегодня подняла вопрос ухода от наказания банкиров, которые довели банки до падения. Банкиры выводят активы из банков и сами уезжают за границу. В ближайшее время по поручению президента будет поднят вопрос об ограничении выезда за рубеж руководителей банков с признаками вывода активов за рубеж. Впрочем, по мнению экспертов, бороться надо не с наемными менеджерами, а с собственниками.
Сегодня состоялась встреча главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной с Владимиром Путиным. Госпожа Набиуллина, приход которой в ЦБ ознаменовал расчистку банковского сектора, указала на то, что «причиной падения банков бывают не экономические, а криминальные действия». «Да, воруют… И у нас, например, некоторые банки брали деньги у граждан и не заносили это в документы, то есть они воровали в тот момент, когда принимали деньги у граждан,— посетовала госпожа Набиуллина.— Мы это не можем найти, потому что это в документах не отражено. И, конечно, здесь только вместе с правоохранительными органами можно поставить препоны, и должна быть неотвратимость наказания». Последний наиболее громкий случай неучтенных вкладов граждан был выявлен после отзыва лицензии у Арксбанка, где в документации банка не были отражены вклады граждан на сумму около 35 млрд руб. Всего же с момента расчистки рынка таких случаев было более десяти.
Эльвира Набиуллина указала также: проблема в том, что наказать банкиров, ответственных за подобные хищения, удается далеко не всегда. По ее словам, возникает немало случаев, когда банкиры уезжают за границу, куда выведены активы, и, чтобы наказать таких банкиров, их надо вернуть из-за границы. Президент предложил более радикальную меру: «Но и их, чтобы наказать, нужно вернуть из-за границы еще. Или лучше не выпускать». «Нужно быть очень аккуратным, конечно, чтобы не ограничивать свободу людей, но нужно гарантировать и государство, и общество, и вкладчиков банков от всяких криминальных проявлений, это точно»,— осторожно поддержала идею госпожа Набиуллина. «Давайте я соответствующее поручение тоже дам и правительству, и правоохранительным органам, и вместе с вами подумаем»,— резюмировал Владимир Путин.
Действительно, сейчас у руководителей банков после отзыва лицензии остается достаточно времени, чтобы покинуть страну. Сначала временная администрация должна выявить факт вывода активов, затем пройти необходимые процедуры, в том числе и судебные. За это время, те, кто замешан в банкротстве банка, имеют шансы покинуть страну. Яркий пример — экс-глава Банка Москвы Андрей Бородин, который, не скрываясь, проживает за рубежом.
Попытка решить эту проблему уже предпринималась, так в декабре прошлого года Агентство по страхованию вкладов (АСВ) предложило ввести раннее оповещение правоохранительных органов о планируемом отзыве у банка лицензии. Такую меру АСВ предлагало в связи с участившимися случаями выезда из страны банкиров после того, как становилось известно, что в отношении них возбуждено уголовное дело. «Мы обладаем достаточным понятийным аппаратом для того, чтобы сказать: здесь есть основания для возбуждения уголовного дела. Не надо бегать и опрашивать операционистов в этом банке, которые не ходят на опрос, для того, чтобы возбуждать уголовное дело. Заявление поступило, уголовное дело должно быть возбуждено, дальше должен быть изобретен какой-то механизм воспрепятствования отъезду этих лиц за границу»,— заявляла тогда директор экспертно-аналитического департамента АСВ Юлия Медведева. В январе 2016 года на заседании межведомственной комиссии по противодействию незаконным финансовым операциям обсуждался целый пакет предложений, направленных на усиление давления на недобросовестных банкиров. Как сообщал “Ъ”, АСВ, в частности, предлагало по примеру Турции ввести досудебный запрет на выезд за пределы страны руководителям и собственникам банков, в отношении которых введены ограничения на привлечение вкладов.
Впрочем, по мнению экспертов, бороться надо не с наемными менеджерами, а с собственниками, которые еще задолго до падения банка успевают покинуть страну или же вовсе управляют деятельность банка из других стран. В большинстве случаев наемные менеджеры лишь исполняют волю собственников. «Если данная мера будет введена, она коснется должностных лиц, то есть президентов банков, председателей правления, которые зачастую не являются собственниками. В этом случае привлечь учредителей (собственников) будет проблематично, так как они не являются должностными лицами и не отдают официальных указаний,— указывает председатель коллегии “Оганян, Арапиев и партнеры” Эдуард Оганян.— Идея в виде досудебного запрета видится неплохой, но возникает много коллизий. К примеру, данная мера, по сути, является неким ограничением свободы, запретом на право передвижения, что идет вразрез с действующей Конституцией и Уголовным кодексом РФ».