Волгоград вписали в стратегию
Власти и эксперты подготовили проект развития города до 2030 года
В Волгограде прошло первое публичное обсуждение обновленного варианта стратегии социального развития города до 2030 года. После вмешательства общественников и экспертов документ был сокращен в несколько раз. Разработчики предлагают городу стратегию на базе опережающего развития нескольких приоритетных направлений. Эксперты считают, что документу недостает конкретики и деталей. В октябре стратегия выйдет на официальное утверждение городской думой Волгограда.
В Волгограде началось публичное обсуждение Стратегии социально-экономического развития Волгограда до 2030 года. Проект документа опубликован на официальном сайте городской администрации, его можно обсуждать на форуме, кроме того, в ближайший месяц пройдет несколько открытых мероприятий с участием представителей общественных объединений. Как пояснили „Ъ“ разработчики стратегии, именно на этапе общественного обсуждения будут определяться инструменты ее реализации — проекты, инвестиционные решения, муниципальные программы.
Напомним, первоначально администрация города разрабатывала Стартегию‑2030 собственными силами, однако в мае этого года власти прибегнули к помощи сторонних структур. К участию были приглашены общественники и эксперты, которые объединились в четыре рабочие группы по ключевым направлениям и переформатировали стратегию. К приоритетам были отнесены развитие человеческого капитала, развитие инновационной экономики, повышение качества городской среды и развитие местного самоуправления. Ведущую роль взяли на себя представители «Агентства стратегических инициатив» (АСИ). Как отметил общественный представитель АСИ в Волгоградской области Александр Андреев, к процессу подключились эксперты других деловых организаций и предприниматели, которые «по крупицам собрали стратегию заново».
К развитию человеческого капитала в тексте проекта были отнесены вопросы от демографии до культуры, а, например, развитие МСУ включает в себя не только систему предоставления услуг, но и единое информационное пространство, обеспечение безопасности, формирование и продвижение имиджа Волгограда и даже развитие гражданского общества. Для последнего предлагается, в частности, определить круг вопросов, которые не требуют административного вмешательства, обеспечить публичность и прозрачность деятельности органов МСУ, а также обеспечить общественную экспертизу при разработке и принятии важных нормотворческих документов городского уровня.
Член Общественной палаты Волгоградской области Вячеслав Черепахин, возглавлявший рабочую группу по инновационной экономике, рассказал, что по его направлению эксперты переписали 75 % текста, подготовленного чиновниками. «Есть вещи принципиальные — мы говорим о постиндустриальном обществе, инновационном развитии, из шести направлений, что мы выделили в своем блоке два — инвестиционный климат и поддержка потребительского рынка и сферы услуг», — отметил господин Черепахин.
Отметим, что после рерайта экспертами общий объем документа сократился с 200 до 35 страниц (и приложение на шести листах). Крупнейший по подробностям блок отнесен к повышению качества городской среды.
В нем объединены представления об улучшениях в благоустройстве, транспорте, экологии, качестве и доступности жилья и т. п. Кроме того, описана «ревитализация» неиспользуемых или используемых неэффективно территорий (прежде всего, промышленных).
По каждому из направлений в стратегии прописаны индикаторы, которых Волгоград должен достичь в 2018, 2025 и 2030 годах. Так, например, уровень обеспеченности спортзалами с нынешних 49,5 % должен поэтапно вырасти до 61,5 %, а доля доступных для инвалидов приоритетных муниципальных объектов уже в 2025 году должна превысить 50 % (сейчас 38,1 %). Бюджетная обеспеченность в расчете на душу населения, согласно стратегии, должна вырасти до 11 тыс. рублей в 2025‑м и 13 тыс. рублей в 2030‑м году (сейчас 8,4 тыс. рублей). Индекс физического объема промпроизводства в 2030 году должен удвоиться, а удельный вес инвестиций вырасти до 33 % (сейчас 19,8 %).
Гендиректор ЗАО «Финансовый брокер „Август“, кандидат экономических наук (не был привлечен в рабочие группы) Карэн Туманянц говорит, что «на уровне задач и целеполагания мы все понимаем, что все в стратегии правильно. Но не хватает методологии. Тот же отдельный параграф про ревитализацию индустриальных территорий — это правильно. Но там только общие слова про „постепенное замещение“. У разных участков свои собственники со своими особенностями бизнеса. Как будет проводиться это замещение? Будут постепенно повышать налог на имущество, или будут давать льготы за вынос производства из центральной части города? Не хватает таких разъяснений».