Третейским судьям собрали совет
Чиновники займут в нем лишь пятую часть мест
Утвержден состав совета при Минюсте, на основании рекомендации которого правительство будет выдавать НКО разрешения на создание третейских судов. В большинстве своем это известные юристы и преподаватели вузов, имеющие ученые степени, и лишь пятую часть составляют чиновники. Юристы надеются, что такой состав совета позволит отфильтровать мошеннические третейские суды и поможет вернуть споры бизнеса в российскую юрисдикцию.
Минюст опубликовал приказ об утверждении состава совета по совершенствованию третейского разбирательства. Он будет рассматривать заявки от НКО на создание третейских судов (теперь постоянно действующие арбитражные учреждения) и рекомендовать правительству, выдавать разрешение или нет. В совет вошли 37 человек, председателем стал замминистра юстиции Михаил Гальперин, его заместителями — директор департамента экономического законодательства Минюста Елена Ардабьева и вице-президент ТПП РФ Вадим Чубаров.
Опасения юристов о преобладании в совете чиновников не оправдались, лишь семь членов — сотрудники госорганов, в том числе Минэкономики, правительства, гражданско-правового управления президента РФ. Большинство членов совета имеют ученые степени. Больше всего в нем преподавателей вузов, в частности МГУ, СПбГУ, МГИМО, МГЮА, ВАВТ. В совет также вошли ученые из Института государства и права РАН, Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека, Исследовательского центра частного права и Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве, есть в нем и выходцы из Высшего арбитражного суда. Другие члены совета в основном представляют крупные юридические и бизнес-объединения, например РСПП, "Деловую Россию", Объединение корпоративных юристов России, Федеральную палату адвокатов.
Ряд членов совета имеют опыт работы третейскими судьями, а некоторые собираются стать арбитрами по новому закону об арбитраже. Это не помешает им рассматривать заявки НКО в рамках совета — при наличии конфликта интересов член совета просто не участвует в голосовании.
Например, в список арбитров создаваемого арбитражного центра при АНО "Институт современного арбитража" включены четыре члена совета.
Член совета, партнер "Пепеляев групп" Роман Бевзенко считает, что в совете "собрались порядочные известные люди, поэтому он будет не декоративным органом, а реальным фильтром для отсеивания недобросовестных третейских судов". Другой член совета, президент Объединения корпоративных юристов России Александра Нестеренко, подчеркивает, что целью третейской реформы был уход от "карманных" судов, теперь ожидается специализация арбитров по темам — например, в телекоммуникационной или банковской сфере. "Все это может позволить вернуть споры в российскую юрисдикцию, когда появятся реальная качественная альтернатива государственным судам и конкуренция с ними",— считает госпожа Нестеренко.
"В целом Минюст предложил весьма арбитражно-ориентированный состав совета,— говорит глава адвокатского бюро "Думлер и партнеры" Виктор Думлер.— Мы видим там большое количество практиков, при этом не наблюдается крена в сторону государственных людей". Юрист полагает, что совет может быть способен пресечь создание мошеннических третейских судов, а в целом реформа даст толчок развитию специализированных арбитражей и более активному привлечению в них узких специалистов. Сам господин Думлер хочет стать арбитром в специализированном суде в сфере морских споров.
В Минюсте говорят, что вскоре будет назначено первое заседание совета — по информации "Ъ", оно планируется на 27 сентября. Заявки НКО пока не подавали, правила, по которым они будут рассматриваться, вступят в силу 1 ноября.