Станкостроительный завоз
Для запуска новых продуктов уральские предприятия транспортного машиностроения активно модернизируют производство. По данным самих промышленников, инвестиции в основные фонды предприятий измеряются сотнями миллионов рублей. На эти деньги производители транспорта приобретают новые станки, а также расширяют линейку продукции, чтобы эффективнее выходить на внешние рынки. Однако работа над модернизацией мощностей затрудняется экономическими факторами. Основные из них — удорожание зарубежного оборудования в связи с девальвацией рубля и сложности с доступом к кредитным ресурсам.
Проблема технологического перевооружения уральских производителей транспорта остро стоит еще с начала 2010-х годов. Как отмечается в стратегии развития машиностроительного и оборонно-промышленного комплекса Свердловской области на период до 2020 года, высокий уровень износа основного капитала машиностроительных производств, наравне с их низким уровнем технологической оснащенности, является одной из основных проблем, препятствующих развитию отрасли. «Производственная база большинства машиностроительных предприятий Свердловской области является морально и физически устаревшей. На начало 2012 года средний возраст активной части основного капитала в машиностроительных производствах Свердловской области превышал 15–20 лет. Данные о среднем возрасте активной части основного капитала производств свидетельствуют о насущной необходимости проведения системного технического перевооружения», — говорилось в документе.
Хотя в сфере производства транспорта ситуация была, в целом, лучше, чем по остальным направлениям (8,2 года эксплуатации активной части основного капитала против 13,1 по обрабатывающим производствам в целом), правительством Свердловской области была поставлена задача по проведению масштабной технологической модернизации производств до 2020 года. Так в регионе рассчитывали преломить тенденцию давления на внутренний рынок со стороны иностранных производителей машиностроительной продукции широкого профиля. В рамках ее выполнения промышленники должны были заняться созданием новой, инновационной продукции, обновлением парка производственного оборудования, освоением новых технологических процессов и совершенствованием организационно-управленческой системы отраслевого комплекса. Аналогичные задачи перед промышленниками были поставлены по всей стране.
По словам заместителя директора департамента корпоративного бизнеса «Сбербанк Лизинг» Ольги Кирилловой, степень износа основных фондов российских предприятий транспортной промышленности на сегодня составляет более 58%. «Это одно из основных препятствий для разработки машиностроительными компаниями новых продуктовых программ. Другие немаловажный проблемы — низкий спрос на товары и высокие кредитные ставки», — указывает она.
Основной компетенцией УрФО в сфере транспортного машиностроения является создание железнодорожного транспорта: этим в регионах занимается свыше 50 предприятий. Основными игроками на рынке являются НПК «Уралвагонзавод» (производство вагонов) и «Уральские локомотивы» (совместное предприятие Siemens и группы «Синара» по производству тягового подвижного состава). Уралвагонзавод в 2016 году намерен вложить в технологическое перевооружение своего головного предприятия более 2 млрд руб. Сумма включает в себя исполнение договоров по поставке современного технологического оборудования, а также финансирование работ по капитальному строительству — подготовка и размещение оборудования и его электроснабжение, указывают в пресс-службе корпорации. Особое внимание — переоснащение подразделений Центра информационных технологий, для которого приобретается свыше 110 единиц различного оборудования.
На одном из предприятий УВЗ — «Уралтрансмаше» — реализован проект «Планирование и учет на производстве в системе „Галактика АММ”». По словам директора по информационным технологиям и связи «Уралтрансмаша» Константина Татаренкова, проект внедрялся на предприятии с июля 2013 года по ноябрь 2015 года. «Создана уникальная система номенклатурного планирования с контролем исполнения плана цеха не в нормо-часах, а в номенклатуре. Это позволило перейти к ежедневному контролю незавершенных остатков в процессе выпуска», — пояснил он.
НПО «Электромашина» (Челябинск, входит в состав УВЗ) с 2016 года строит единый испытательный центр, а также реконструирует теплоэнергетический комплекс, что позволит повысить энергоэффективность и снизить затраты на энергоносители. Сейчас на предприятии осуществляется техперевооружение заготовительного и механообрабатывающего производства (работы выполнены на 60%). Внедрено 43 единицы оборудования. В этом году «Электромашина» внедрит автоматизированную информационную систему для опытного производства, которая позволит планировать затраты и вести учет при реализации НИОКР, отмечает директор по стратегическому и инновационному развитию завода Леонид Зелепухин.
«Уральские локомотивы» (входят в группу «Синара») запустили эксплуатационные испытания новейшего электровоза переменного тока новой серии 2ЭС7 (создан в 2013 году) на Южно-Уральской железной дороге. Объем производства грузового электровоза предыдущей серии уже превысил 600 экземпляров. При этом было применено до 80% техрешений, ранее не использовавшихся в российском машиностроении. А для реализации проекта производственный комплекс «Уральских локомотивов» был оснащен более чем тремя сотнями единиц современного технологического оборудования от ведущих мировых производителей.
Кроме того, в июле 2015 года на заводе «Уральские локомотивы» начато производство новой модификации скоростного регионального электропоезда ЭС2Г («Ласточка-Премиум»). Доля комплектующих изделий российского производства в «Ласточке-Премиум» к 2017 году превысит 80%.
12 июля на Уральском дизель-моторном заводе («Синара») был открыт новый производственный комплекс по выпуску дизельных двигателей нового поколения (обеспечивает выпуск всей линейки двигателей до 300 штук в год). В новом комплексе размещены уникальные для России испытательные стенды для исследования рабочих процессов и разработки конструкции новых двигателей. В производство поступит новая серия дизельных двигателей ДМ-185 мощностью от 1000 до 4000 кВт. По словам гендиректора «Синара-Транспортные машины» Евгения Гриценко, реализация данного проекта позволила УДМЗ совершить качественный рывок в разработке и производстве дизельных двигателей нового поколения. Новые двигатели будут применяться в тепловозостроении, в производстве тяжелой карьерной техники, судостроении, а дизель-генераторы — в малой энергетике. Объем инвестиций составил порядка 2 млрд руб.
Технологическое перевооружение организуют и крупные автопроизводители, чьи производства расположены на Урале. В ноябре 2015 года автозавод «Урал» (Миасс) начал производство автомобилей нового поколения «Урал Next». Как рассказали „Ъ” в пресс-службе «Группы ГАЗ», при подготовке производства нового грузовика на предприятии было установлено новое оборудование, обеспечивающее высокое качество изготовления основных узлов и агрегатов. «В частности, при выпуске грузового автомобиля „Урал Next” используются новые механообрабатывающие станки для изготовления модернизированных узлов, а также оборудование для высококачественной очистки поверхностей отливок деталей», — уточнили в пресс-службе «Группы ГАЗ». Для повышения коррозионной стойкости лакокрасочного покрытия машины созданы дополнительные мощности по порошковой окраске деталей, модернизированы линии катафорезного грунтования. Инвестиции в создание и организацию производства нового «Урала» составили около 700 млн руб.
«Группа ГАЗ» намерена расширять производство спецтехники на базе автомобилей «Урал» — самосвалов, лесовозов и автомобилей с краново-манипуляторными установками. «Для решения этой задачи сейчас мы проводим работу по созданию дополнительных производственных мощностей — закупаем современное сварочное оборудование, универсальные сборочные приспособления, изготавливаем технологическую оснастку», — указывают в пресс-службе холдинга.
Существенная сложность состоит в том, что многие виды оборудования — только импортного производства, отмечают в пресс-службе «Группы ГАЗ». «События последних двух лет, связанные с ослаблением курса рубля, привели к значительному удорожанию зарубежного оборудования. Кроме того, запредельная стоимость кредитов снижает инвестиционные возможности в автопроме по всей цепочке — от поставщиков до производителей конечного продукта», — пояснили в холдинге.
По словам Ольги Кирилловой, для модернизации и обновления основных фондов уральские машиностроители стремятся по максимуму использовать комплекс мер господдержки и привлекают помощь крупных лизингодателей. «За первое полугодие 2016 года объем рынка лизинга в России вырос на 13% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (до 275 млрд руб.)», — отмечает эксперт АО «Сбербанк Лизинг».
Согласно умеренно-оптимистичному сценарию стратегии развития машиностроительного комплекса Свердловской области, в период 2016–2020 годов в регионе продолжится реализация начатых инвестиционных проектов, завершится создание кластерных структур и сформируются условия для развития новых точек экономического роста по направлениям формирования полноценной платформы пятого технологического уклада: «Инвестиции в формирование новых 72 производственных секторов гражданского машиностроения составят около 6 млрд руб., в оборонно-промышленном комплексе ожидается освоение еще от 6 до 15 принципиально новых технологий, соответствующих пятому технологическому укладу, на исследования по разработке которых будет затрачено порядка 12,5 млн руб. В итоге, к окончанию обозначенного периода ожидается рост глобальной конкурентоспособности и уровня технического и технологического развития отрасли».