Самарскую область взяли в кампанию
У ЦИК не осталось вопросов к региону перед выборами
Председатель ЦИК Элла Памфилова, которая неоднократно выражала недовольство ходом избирательной кампании в Самарской области, прекратила критику в адрес региона. Вчера на очередном заседании комиссии она заслушала омбудсмена по Самарской области Ольгу Гальцову и члена Общественной палаты региона Виктора Полянского, которые опровергли выводы о применении административного ресурса и неравных возможностях кандидатов для агитации, сделанные членами мониторинговой группы президентского совета по правам человека и представителем ЦИК Василием Лихачевым. Элла Памфилова осталась удовлетворена услышанным и выразила надежду, что ситуация в Самарской области улучшается.
Вчера в режиме видеоконференции с регионами прошло очередное заседание Центральной избирательной комиссии. От Самарской области в его работе приняли участие председатель избирательной комиссии региона Вадим Михеев, уполномоченный по правам человека по Самарской области Ольга Гальцова и член региональной Общественной палаты, председатель общественного комитета «За честные выборы» Виктор Полянский.
Председатель ЦИК Элла Памфилова сообщила присутствующим, что необходимость выслушать представителей от Самарской области возникла в связи с «довольно большим количеством жалоб», поступающих из региона в ходе предвыборной кампании. «По их количеству Самарская область сейчас находится на пятом месте», — пояснила госпожа Памфилова.
Напомним, ранее председатель ЦИК неоднократно критиковала избирательную кампанию в Самарской области. Члены СПЧ, побывавшие в регионе в конце августа, заявили, что в области имеют место факты неравного доступа к государственным СМИ кандидатов в депутаты Госдумы. Вслед за ними Самарскую область посетил член Центризбиркома Василий Лихачев, который говорил, в частности, о том, что в ЦИК из региона поступает каждая седьмая жалоба.
Чуть позже в ситуацию вмешались представители самарской общественности и региональный омбудсмен Ольга Гальцова. По их мнению, проект доклада, полученный по итогам работы представителей СПЧ в регионе, не давал глубокого анализа работы, которую проводят «и руководство области, и губернатор, все участники выборного процесса». По мнению госпожи Гальцовой, «это была часть какой-то кампании, которая была направлена на снижение репутации субьекта РФ». В итоге региональный омбудсмен и самарские общественники на прошлой неделе были приглашены в Москву, где лично встретились с Эллой Памфиловой и главой СПЧ Михаилом Федотовым, где представили материалы, якобы «опровергающие доводы, которые были приведены мониторинговой группой».
Вчера на заседании ЦИК ситуация в Самарской области еще раз была подвергнута детальному анализу. Так, по словам Ольги Гальцовой, всего из Самарской области в Центризбирком поступило 158 жалоб. «Из них 27 нашли свое подтверждение, еще девять — частично. В стадии проверки на сегодняшний день находится 58 обращений. Они также будут внимательно рассмотрены в самое ближайшее время. В целом, сейчас из всех жалоб подтвердились 21 %», — рассказала госпожа Гальцова.
Элла Памфилова, в свою очередь, сообщила, что на «горячую линию» ЦИК стали поступать обращения о якобы применении административного ресурса на одном из военно-промышленных предприятий Самарской области. «Действительно ли есть давление, или это инсинуация, которую необходимо опровергнуть?» — поинтересовалась глава ЦИК. Омбудсмен пояснила, что знает, о каком предприятии идет речь. «Это один из самых крупных заводов региона — РКЦ „Прогресс“. Мы буквально на днях встречались с руководством, активом и профсоюзами этого предприятия, и к нам такие сигналы не поступали. Я думаю, что ничего подобного на этом заводе быть не может», — заявила Ольга Гальцова.
Элла Памфилова также попросила прокомментировать поступившую в ЦИК информацию о якобы назначении членов регионального правительства кураторами в избирательных округах на выборах в Госдуму. «Никакого параллельного кураторства по организации и проведению выборов со стороны правительства Самарской области нет. Есть исторически сложившийся механизм для облегчения взаимодействия муниципалитетов и региональных властей по вопросам социально-экономического развития, когда за каждым городом или районом закреплен тот или иной представитель областного правительства, но кураторы не вмешиваются в избирательный процесс», — заверила госпожа Гальцова.
У Виктора Полянского Элла Памфилова спросила следующее: «Можно ли говорить о том, что массового применения административного ресурса в регионе не наблюдается?» «Если посмотреть на обращения, которые поступают на „горячую линию“ Общественной палаты, таких жалоб среди них нет. Чаще всего население просит разъяснить те или иные нюансы избирательной кампании. Могу сказать, что административный ресурс в Самарской области не используется», — подчеркнул господин Полянский.
Элла Памфилова также попросила пояснить заявления членов СПЧ о якобы неравном доступе к СМИ кандидатов. «Есть агитация, а есть информация. Присутствие в эфире губернатора как должностного лица обосновано, так как в большинстве своем это информационные программы, которые не имеют агитационного характера. Что касается бесплатного эфирного времени для кандидатов, то все они имеют равный доступ», — объяснил Виктор Полянский. Председатель облизбиркома Вадим Михеев добавил, что комиссия осуществляет «жесткий контроль» за распределением бесплатного эфирного времени для кандидатов.
Элла Памфилова и другие члены ЦИК остались удовлетворены выступлениями представителей от Самарской области. «Будем надеяться, что ситуация в регионе улучшается. Но мы будем держать ее под контролем. Очень хотелось бы, чтобы выборы в Самарской области прошли свободно и без нарушений», — резюмировала Элла Памфилова. Добавим, уже известно, что в день голосования, 18 сентября, в Самарской области будут работать представители мониторинговой СПЧ, а также члены ассоциации по защите избирательных прав «Гражданский контроль».
Политолог Эрнест Старателев полагает, что «такой большой объем жалоб», поступающих из Самарской области в ЦИК, связан, в первую очередь, с «противостоянием финансово‑промышленных групп главе региона». «Наверное, это стало очевидно и для госпожи Памфиловой. Наверное, она разобралась в ситуации, вникла в то, что происходит, и изменила свою позицию», — считает господин Старателев.