15 сентября исполнилось 80 лет мультипликатору Юрию Норштейну. Его мультфильмы стали классикой отечественной анимации, а лента «Ежик в тумане» признана лучшим мультфильмом всех времен. Художник, подаривший миру не один шедевр,— в фотогалерее “Ъ”.
Юрий Норштейн родился 15 сентября 1941 года в деревне Андреевка Пензенской области. Его мать и старший брат были в эвакуации, а отец ушел на фронт. Через два года семья вернулась в Москву. Юрий Норштейн вспоминал о послевоенном быте: «Жили мы с родителями в Марьиной Роще, в классической коммуналке с длинным коридором, с большим количеством семей. У нас была комната метров 13 на четверых: мама, папа, брат и я. По тем временам, неплохие условия»
Фото: ТАСС / Людмила Пахомова
«Даже несмотря на то, что я встретил на студии многих замечательных режиссеров, жажда была равна моей нелюбви к мультипликации, потому что мечтал заниматься живописью» Параллельно с общеобразовательной школой учился в художественной. Работал столяром на мебельной фабрике. В 1959 году вместе с другом поступил на двухгодичные курсы при киностудии «Союзмультфильм». С 1961 года стал работать там художником-мультипликатором
Фото: РИА Новости
В 1968 году художник дебютировал в качестве режиссера. Мультфильм «25-е, первый день», посвященный Октябрьской революции, создан на основе произведений Кузьмы Петрова-Водкина, Марка Шагала, Натана Альтмана, а также зарисовок поэта Владимира Маяковского. Для музыкального сопровождения использовали произведения Дмитрия Шостаковича. Юрий Норштейн вместе с коллегой Аркадием Тюриным написали сценарий ленты и стали художниками-постановщиками
Фото: Игорь Гневашев / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Во время работы на Мосфильме Норштейн познакомился с будущей женой Франческой Ярбусовой. В последствии она стала художником-постановщик мультипликационных фильмов Норштейна. У них двое детей и восемь внуков
Фото: Коммерсантъ / Григорий Тамбулов
В результате творческого союза Норштейна и Ярбусовой, при поддержке других художников и аниматоров появились ставшие классикой отечественной анимации «Лиса и заяц», «Цапля и журавль» и другие На фото: Юрий Норштейн и народный артист СССР Юрий Никулин
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
В 1975 году появился мультфильм «Ежик в тумане», принесший всемирную известность Юрию Норштейну и его команде. Лента сразу получила признание как в СССР, так и за рубежом. В 2003 году 140 кинокритиков и мультипликаторов разных стран назвали эту работу Норштейна лучшим мультфильмом всех времен
Фото: Коммерсантъ / Валерий Мельников
«Уже снимался первый кадр: лист в тумане пролетает. Снимали дерево, с которого, кружась, падал лист, но никто не знал, что ежика еще нет. Я ходил, делая вид, что все в порядке, хотя внутренне чувствовал, что пройдет день или два и грудная клетка моя просто провалится. С этим ходить невозможно. Очевидно, напряжение дошло до такого состояния, что либо он должен получиться, либо я взорваться. Я помню: мы сидели с художником фильма Франческой Ярбусовой, и я так стал орать, что она села и его нарисовала. Сразу – вот и все! Но почему он нарисовался, я все равно не смогу объяснить…»
Фото: РИА Новости
В качестве художника-мультипликатора Юрий Норштейн принимал участие в создании мультфильмов «Левша», «Как один мужик двух генералов прокормил», «Каникулы Бонифация», «Лошарик», «Варежка» — всего около 50 анимационных лент. Под руководством Норштейна как режиссера появилось более 10 мультфильмов, а также одна из заставок к телепередаче «Спокойной ночи, малыши!»
Фото: Коммерсантъ / Михаил Огнев
В 1981 году Юрий Норштейн начал работать над мультфильмом «Шинель» по одноименной повести Николая Гоголя. Эта лента до сих пор не закончена
Фото: Коммерсантъ / Марк Боярский
Юрий Норштейн регулярно высказывается на общественно-политические темы. В частности, о приговоре Pussy Riot он заявил: «Этот приговор можно выдвигать на Нобелевскую премию, он сможет конкурировать с романами Пруста. Если бы такое устроила моя дочь, я бы ей по ж... надавал, но считать это преступлением – это ужасает, вспоминается средневековье и 37 год». Несколько раз он высказывался в поддержку находившегося под следствием режиссера Кирилла Серебренникова
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
«Мы постепенно приучаем сознание к тому, что только эффектные ситуации, супердействия могут называться подлинными, а вовсе не те прозаические дела, которые только действительно и могут уменьшать страх перед жизнью и ее реальными потрясениями. Мы разучились удивляться каждому дню, поэтому снова и снова требуем все более острые блюда»
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор
Фото: Коммерсантъ / Мария Потокина
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор