Мигрантов поражают в водительских правах
В регионах обсуждают запрет на работу в общественном транспорте для иностранных граждан
В ряде регионов России обсуждается возможность введения запрета на работу в сфере такси и общественного транспорта для иностранных граждан. Это следует из ответов региональных органов власти на запросы, разосланные фондом защиты прав потребителей «Гражданский патруль», который таким образом отреагировал на жалобы, поступающие в связи с качеством работы иностранных граждан в этой сфере. Правозащитники и представители мигрантских организаций убеждены, что подобные инициативы носят дискриминационный и популистский характер и могут испортить отношения России с соседними странами.
После введения в Новосибирской области запрета на труд иностранных граждан в нескольких сферах деятельности (см. “Ъ” от 16 августа) похожие инициативы обсуждаются и в других регионах. В первую очередь местные власти рассматривают возможность ввести запрет на наем мигрантов, работающих по патентам в сферах такси и общественного транспорта. Это следует из ответов региональных чиновников на запросы фонда защиты прав потребителей «Гражданский патруль», разосланные в связи с жалобами жителей на качество работы водителей-иностранцев.
Так, начальник управления транспорта Тамбовской области Виталий Чарыков (ответ есть в распоряжении “Ъ”) сообщил фонду, что, хотя общее число иностранных граждан, работающих в сфере общественного транспорта, в регионе невелико, управление поддерживает этот запрет и считает, что «подобное ограничение необходимо вводить на правительственном уровне». Замминистра экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области Сергей Липаткин в своем ответе также поддержал идею запрета, назвав введение некоторых ограничений для иностранных граждан на работу в сфере общественного транспорта и в такси «целесообразным» (какие именно ограничения поддерживает министерство, в ответе не уточняется). Обсуждаются подобные ограничения и в Смоленской области: в конце августа губернатор Алексей Островский поручил региональному департаменту транспорта проверить водителей, заявив, что работать в сфере общественного транспорта «должны смоляне с соответствующей квалификацией». Как следует из ответа начальника департамента транспорта и связи Кемеровской области Петра Шикалева (есть в распоряжении “Ъ”), губернатором области уже разработано и сейчас проходит процедуру согласования постановление, которое запрещает иностранным гражданам работать по патентам в ряде сфер. В Удмуртии мигрантам работа запрещена в сфере общественного транспорта и общественного питания. Как следует из ответа замминистра труда и миграционной политики Удмуртской республики Ларисы Вершининой, это ограничение будет продлено и на 2017 год.
Ответы региональных чиновников были получены фондом защиты прав потребителей «Гражданский патруль», который, по словам его представителей, поддерживает идею на региональном уровне запретить работу в сфере такси и общественного транспорта иностранцам и лицам, которые не обучались вождению в российских автошколах. По словам председателя фонда Ростислава Антонова, в организацию поступает много жалоб на качество работы мигрантов в сфере общественного транспорта: «Наше внимание к данной проблеме привлекло то, что однотипные жалобы шли со всех регионов. Это свидетельствует о системной проблеме».
По мнению московского координатора «Гражданского патруля», муниципального депутата округа Южное Медведково Дмитрия Краскова, введение подобного запрета будет способствовать «снижению аварийности на дорогах и защите внутреннего рынка труда». По его словам, «некоторые компании-перевозчики зарабатывают сверхприбыли на труде мигрантов. Они закупают наиболее дешевый поддержанный автопарк, нанимают водителями выходцев из стран ближнего зарубежья, которые не отличаются при этом идеальными манерами вождения и часто нарушают ПДД, а при этом тарифы устанавливаются на уровне других компаний, предлагающих совсем иной уровень сервиса». Как отмечают представители организации, фонд провел собственное социологическое исследование, в котором приняло участие 7568 человек из 33 регионов. По его итогам идею ограничения на работу иностранцев в сфере общественного транспорта поддержали 77% опрошенных.
Представители сообществ иностранцев и российские правозащитники отмечают дискриминационный и популистский характер ограничения права легальных трудовых мигрантов на работу в тех или иных сферах. «Это политика открытого унижения своих соседей и стратегических партнеров по ближнему зарубежью»,— считает глава движения «Таджикские трудовые мигранты» Каромат Шарипов. По его мнению, подобными инициативами «губернаторы хотят показаться слишком хорошими перед своими согражданами, а потом не знают, кого найти на освободившиеся места». По словам господина Шарипова, замены мигрантам за рулем нет: «Работа таксиста — тяжелая, кропотливая работа. Эти ребята (трудовые мигранты.— “Ъ”) готовы работать постоянно и приносить работодателям и в бюджет деньги».
По мнению председателя комитета «Гражданское содействие» Светланы Ганнушкиной, хотя такие инициативы и носят дискриминационный характер, Россия имеет право вводить запреты на использование иностранной рабочей силы в отдельных профессиях. При этом правозащитник не понимает, чем может быть обоснован запрет на работу именно в сфере общественного транспорта: «Вполне возможно, что таким образом власти хотят показать заботу о местном населении, но это очень странный способ». Государство, по мнению госпожи Ганнушкиной, должно в первую очередь обеспечивать работой своих граждан, но этот вопрос не должен решаться с помощью запретов.