Как «Феникс» из газа
«Газпром» нашел партнера по развитию АГНКС в Перми
«Газпром» решил активизировать забуксовавший процесс по переходу общественного транспорта Перми на газомоторное топливо. Газовики нашли в регионе партнера — группу «Феникс Петролеум». Как ожидается, частная компания построит газовые заправки, которые впоследствии будут выкуплены «Газпромом». Таким образом, общее число газовых заправок в Перми к 2018 году достигнет семи штук, но этого, по мнению перевозчиков, недостаточно, чтобы транспортные компании массово переводили свой парк на газ.
Вчера в министерстве транспорта Пермского края состоялось совещание с участием представителей «Газпром газомоторное топливо», Группы компаний «РариТЭК» (поставщик автобусов НефАЗ на газомоторном топливе.—„Ъ“) и перевозчиков. Обсуждалась реализация программы по переводу общественного транспорта на газ. Как рассказали „Ъ“ участники встречи, были представлены планы «Газпром газомотороное топливо» по строительству в Прикамье автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). Так, уже этой осенью в Перми должны открыться две такие станции: в октябре на ул. Ласьвинской, в ноябре на Бродовском тракте.
Кроме того, компания озвучила планы по сотрудничеству с частным инвестором — компанией «Феникс Петролеум». Предполагается, что «Феникс Петролеум» оборудует три свои заправки модулями с КПГ, которые впоследствии выкупят газовики. Таким образом, к 2018 году в Перми появятся еще пять станций с компримированным газом (сейчас их две). Представители «Газпрома» предлагали перевозчикам участвовать в программе перевода техники на газовое топливо.
Совладелец «Феникс Петролеум» Светлана Тихоновец пояснила „Ъ“, что пока это лишь проект. «Окончательное решение еще не принято, так что пока это только планы», — пояснила она и уточнила, что никаких действий по строительству новых станций или перепрофилированию уже существующих владелец АЗС не предпринимает. Отметим, что «Феникс Петролеум» имеет опыт работы с «Газпромом» — в 2014 году часть АЗС сети вошло в «Газпромнефть».
Напомним, постановление о том, что половина общественного транспорта в городах-миллионниках должна быть переведена на газ, подписал в 2013 году премьер-министр Дмитрий Медведев. Инициатором проекта стало ОАО «Газпром», которое еще в 2012 году поставило перед собой задачу значительно расширить газомоторный бизнес в России и создать на его основе масштабный рынок газа компании. Для этого была принята программа о софинансировании покупки газомоторной техники. Пермский край стал участником программы только в прошлом году. Из федеральной казны регион получил 23 млн руб. (всего федерация распределяла 3 млрд руб. на 23 региона). Субсидия выделяется перевозчику, решившему приобрести газомоторный транспорт. Соотношение следующее: 50% должен оплатить перевозчик, 45% оплачивает федеральный бюджет, 5% — муниципальный или краевой бюджет.
Небольшой интерес транспортных компаний к данной теме был обусловлен, в том числе, малым количеством заправочных станций.
В прошлом году компания «Газпром газомоторное топливо» объявила о готовности до конца 2018 года инвестировать более 1 млрд руб. в строительство станций по заправке транспорта природным газом на территории края. Однако уже сейчас понятно, что проект в Перми буксует. Последние два года открытие новых АГНКС откладывалось по различным причинам, в том числе из-за нерешенных земельных вопросов. Сейчас в Перми из 800 автобусов на газе работает всего 40.
Предприниматель Игорь Колесников, крупнейший эксплуатант автобусов на газе в Перми, рассказал, что сдерживающим фактором для развития программы в регионе является отсутствие инфраструктуры. По его словам, мощностей существующих АГНКС недостаточно для обслуживания автобусов. «Даже учитывая то небольшое количество автобусов, которые сегодня работают на газе, мощностей заправок недостаточно. Для нас эта проблема особенно актуальна. Наши автобусы имеют возможность заправляться только вечером, и попадают в очередь к заправке. А „Газпром“ хочет, чтобы загруженность заправок составляла 90%. Какая же ситуация будет в этом случае?» — сетует предприниматель. Он также считает, что проект по оснащению городских заправок специальными модулями, который предполагает осуществить «Феникс Петролеум», может серьезно улучшить ситуацию.