Украинские товары мечтают об Азии
Киев оспаривает в ВТО российские транзитные ограничения
Россия станет ответчиком еще по одному иску в рамках ВТО: Украина официально запросила консультации по поводу ограничений транзита украинских товаров в Казахстан и Киргизию через территорию РФ. В Киеве указывают, что оборот торговли с этими странами снизился более чем на треть и оценивают потери в $0,4 млрд. Однако, как отмечают эксперты, если Россия сможет доказать, что часть поставок предназначалась не для транзита, то и возникшие с новыми требованиями издержки не смогут быть основным аргументом в споре.
Украина запустила процедуру разбирательства в ВТО в отношении введенных Россией ограничений на транзит украинских товаров. Ранее страна оглашала свою позицию на генсовете ВТО в феврале и июле, но именно начало консультаций, на проведение которых сторонам отводится 60 дней, является первым этапом официальной процедуры. По истечении этого срока истец сможет запросить формирование панели арбитров. Впрочем, как показывает практика российских споров в ВТО, консультации, как правило, затягиваются на более длительный срок. По данным ВТО, это пятый иск, инициированный Украиной после присоединения к организации в мае 2008 года, и седьмой, в котором Россия выступает ответчиком.
В Киеве намерены обжаловать введенные с начала года требования поставлять украинские товары, направляемые в Казахстан (а с июля и в Киргизию) только через Белоруссию, использовать метки системы ГЛОНАСС, а также распоряжение фурам следовать по определенному маршруту и в сопровождении представителей таможенной службы. Помимо этого, Киев недоволен и полным запретом на транзит товаров, попавших под продовольственное эмбарго августа 2014 года, и тех, пошлины на которые в ЕАЭС выше нуля. В Украине указывают, что эти меры нарушают правила ВТО по транзиту товаров, а также принятые РФ обязательства при вступлении в организацию.
По оценке украинского Минэкономики, ограничения привели к снижению экспорта на рынки стран Центральной, Средней Азии и Кавказа в первом полугодии 2016 года на 35,1%, в том числе в Казахстан — на 45,5%. "В целом потери от экспорта товаров в Казахстан и Киргизию оцениваются в сумму около $0,4 млрд, что сформирует дополнительные потери ВВП в размере 0,3%",— подсчитали в украинском министерстве.
Напомним, обе страны уже участвуют в двух разбирательствах — по ограничению Россией импорта железнодорожного оборудования и по антидемпинговым пошлинам в отношении поставок нитрата аммония в Украину. Первый иск находится в стадии консультаций с октября 2015 года, по второму иску консультации начались в мае того же года, в апреле по запросу России была собрана панель арбитров. Первое решение по иску с участием РФ было вынесено в середине августа — тогда панель арбитров признала неправомерными более высокие, чем было согласовано при присоединении к организации, импортные тарифы РФ на холодильники, бумагу и пальмовое масло. Впрочем, в Минэкономики тогда заявили, что пошлины отличались от согласованных с ВТО "по техническим причинам". Второе решение, по импорту свинины, последовавшее через несколько дней, оказалось более спорным — панель ВТО официально признала, что введенные Россией защитные санитарные меры не соответствовали уровню риска и международным стандартам.
Назвать однозначным исход текущего разбирательства нельзя, несмотря на то что транзит является "священной коровой" ВТО и достаточно четко защищен, полагает завотделом экономической теории ИМЭМО РАН Сергей Афонцев. По словам эксперта, российская сторона в качестве аргумента может использовать факты недобросовестной практики транзитных поставок, которые на самом деле не доходили до страны назначения, а оседали на российском рынке,— и отсутствие со стороны Украины мер по ограничению подобных поставок. Соответственно, падение торговли Украины с центральноазиатскими странами в таком случае не может быть использовано как доказательство потерь на действительно транзитных поставках.